Сегодня в Санкт-Петербурге прошли торжественно-траурные мероприятия по экипажу атомной подводной лодки «Курск», погибшему 20 лет назад. Тогда домой не вернулись 118 человек.
Памятная церемония отдания воинских почестей с возложением венков и митинг проходили на Серафимовском мемориальном кладбище, где захоронены 32 члена экипажа «Курска», в том числе командир корабля, Герой России, уроженец совхоза «Сарпинский» (ныне Догзмакин) Сарпинского района Республики Калмыкия Геннадий Лячин.
К двадцатилетию трагедии председатель Санкт-Петербургского клуба моряков и подводников, капитан 1-го ранга, доверенное лицо семей погибшего экипажа Игорь Курдин выпустил книгу «Курск». 20 лет спустя. Тайны, скрытые под водой». Он в течение 20 лет изучал обстоятельства гибели подлодки, восстанавливал хронологию событий в Баренцевом море.
10 августа 2000 года «Курск» вышел из губы Западная Лица в район учений, где в полдень 11 августа успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит». После этого он ушел на глубину и направился туда, где планировались торпедные стрельбы.
В 06:00 12 августа лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий».
В 08:35 «Курск» нанес условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям.
В 08:51 командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин доложил об этом командованию, а также сказал о готовности к торпедным стрельбам. Это было последнее донесение с «Курска».
В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» зафиксировали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке, а в 11:30 — другой звук, который мог быть подводным взрывом. Затем по корпусу флагмана пришелся мощный гидродинамический удар, но командование не придало этому значения.
В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и ждали, что «Курск» всплывет для доклада. Когда этого не произошло, в небо подняли вертолеты.
В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи, в воду стали сбрасывать взрывпакеты — сигнал подводникам об экстренном всплытии.
В 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час.
На «Курске» погибли 118 человек — весь экипаж и прикомандированный к ним представитель завода «Дагдизель».
Согласно отчету Генеральной прокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива.