В сентябре в Москве состоялась финальная Всероссийская выставка народных мастеров и художников любителей, посвященная 75-летию Победы, «Великому подвигу посвящается…». Калмыкию представлял на всероссийском смотре народных мастеров Виктор Коксадаев.

Он успешно прошел все этапы конкурса. Редакция предлагает читателям «СВ» окунуться в атмосферу конкурса и увидеть Москву глазами художника. Ведь геолог Коксадаев, учившийся в Московском заочном народном университете искусств, – член КРО Союза писателей России, автор стихов, песен и прозы.

Зоя НАРАНОВА

Поехать на открытие выставки-конкурса было нужно, но я взвешивал все «за» и «против». Встретить друзей, однокурсников, которым сообщил о месте и времени проведения выставки; давно не видел столицу, где в свое время учился; ожидалась хорошая теплая погода, без дождей – и, несмотря на наскучившую пандемию, надо было просто встряхнуться, может, появятся новые мысли, сюжеты. В итоге «за» оказалось больше, чем «против», и я заказал место в небольшом автобусе, билеты на который обещал оплатить Республиканский дом народного творчества. Мои благодарности!

Чем руководствовались в этом транспортном агентстве, не знаю, но место оказалось не в середине, как заказывал, а в конце микроавтобуса. Вероятнее всего из-за количества пассажиров пригнали автобус поменьше, для экономии. Напомнил диспетчеру, что следовало бы предупреждать об изменениях, на что не было внятного ответа. Менять транспорт было поздно, потому поехал с этим. Свободных мест почти не было, режим масочный никто не соблюдал. Зато быстрее, в пять утра Москва уже встречала прохладой и свежестью. Наши земляки, таксисты, быстро разобрали пассажиров и бесплатно повезли полусонных и уставших моих попутчиков по столице. Это были, в основном, люди среднего возраста и общительная молодежь, скорее всего, ехали на работу. Был и дедок, солидно одетый, будто на вечеринку, а когда вышел где-то в центре, раскрыл над собой еще и стильный черный зонтик!

Гостиница, что помогли найти друзья-москвичи, была в классическом советском стиле пятидесятых, по местным меркам, недалеко от центра и сравнительно недорогая («Да совсем даром!» – шутили потом друзья). На входе развевались российский флаг и флаг казачества, а также стояла внушительная бронзовая фигура мужчины, в довоенной форме летчика или танкиста, с каким-то оружием в руке, похожим на дубинку. Недалеко была приличных размеров мечеть. «Когда нашу построят здесь?» – спросил я у молодого крупного таксиста-земляка, что привез меня. Он махнул рукой – «Никогда!» – и уехал. Никакого охранника на входе, только рамка для обнаружения металла, что вяло пропикала в знак приветствия. Полусонный парень в белой форменной рубашке вышел к стойке, после того, как я окликнул его, из боковой комнатушки, и быстро оформил мне одноместный номер. Все устраивало – подвесной плоский телевизор напротив широкой кровати, холодильник, санузел – только отказался от дорогого завтрака, так как я набрал бутербродов в дорогу, калмыцкой колбасы и другого съестного.

Москва! Интересно всегда смотреть не только на новостройки, которых, кажется, все время много, потому что столица все время обновляется, но и на людей. В этот раз они показались еще более углубленными не только в свои электронные устройства, но и, вообще, самоизолированными без всяких официальных регламентов. Так разнообразно, разностильно, даже небрежно одетого народа давно не видел, и с любопытством наблюдал за ними везде по дороге, сначала пешком до метро, потом по прямой радиальной линии в метро до «Октябрьской», которую помню со студенческих лет. «Ужас! Отсутствие всякого стиля и вкуса, иногда прямо бомжи!», – говорила потом мне знакомая москвичка. Да, а метро расстроилось – сооружается вторая кольцевая и много разных ответвлений, и там, где была наша конечная, Юго-западная, прибавилось еще несколько станций, аж до Внуково!

Найти новое здание Третьяковской галереи, где обычно проходят крупные выставки, было несложно, поток отдыхающего народа, будто, сам вел туда и в сторону Парка им. Горького.

Перед входом в прямоугольное стеклянно-бетонное здание несколько групповых бронзовых скульптур и модернизированный, навороченный, стилизованный под чудище бульдозер убедительно настраивали на встречу с искусством. Охранник в стеклянном тамбуре перед контрольной рамкой заявил, что никакой выставки тут не проводится, кроме одной, посвященной русской сказке. В недоумении несколько раз переспросил, он также отрицательно качал головой. Пока звонил и выбирал варианты действий, меня окликнули из летнего открытого кафе рядом с корпусом. Миловидная молодая женщина, представитель оргкомитета выставки, после прояснения ситуации спокойно сказала: «Пойдемте! Сейчас разберемся».

– Вы почему вводите нашего сотрудника в заблуждение? – прямо спросила она у белобрысого полноватого охранника.

– Дык он не сказал, на какую выставку пришел! – вытаращивал глаза тот.

Я подошел к нему ближе и внятно повторил свои вопросы и его ответы. Охранник делал круглые глаза и как попугай повторял свое. Мы, молча, прошли без всяких проверок. Эта ситуация, вероятно, повторилась потом с родственниками моего товарища-художника, москвичами,  которые даже не попали на это мероприятие.

Выставка под названием «Великому подвигу посвящается»  была устроена на третьем этаже, в двух просторных залах. Я, конечно, сразу пошел искать свою картину и обнаружил ее перед входом во второй зал поменьше. Среди редких пока посетителей, перед картиной стояли две молоденькие девушки, по-видимому художницы-студентки и что-то активно обсуждали Я, естественно, спросил их мнение о картине, они ответили , что нравится, потому что красиво! Было очень приятно сразу услышать такой отзыв от столичной молодежи. Я представился автором, они ответили, что знают это. Откуда!? Не сказали, впрочем, я и не настаивал, слухи художественные быстро полнятся.

Я вначале бегло обошел залы и отметил, что картины, представленные очень разноплановые, как по тематике, так и по уровню мастерства, с разных регионов – потому и разнообразие, как природных  пейзажей, так и объектов изображения. Тут и сельские ландшафты и сцены военные, и городские виды и портретные и натюрмортные работы. Также присутствовали и поделки из  различных материалов – дерева, металла  – все напоминало о великом подвиге народа!

Потом я решил подождать друзей в холле здания и сразу увидел колоритную фигуру мужчины средних лет, в костюме, напоминающем монгольский. Подошел, сказал: «Менд!». Мужчина оказался бурятом из Читы, рассказал, что занимается резьбой по дереву. Кинжал в ножнах ручной работы был у него за оранжевым поясом на синем мужском бешмете. Поинтересовался, настоящее ли это оружие. Он ответил утвердительно и даже приоткрыл из ножен сверкающее лезвие.

Я дождался супругов-однокурсников. Это было замечательно, так как Анатолий, бывший сосед по блоку в студенческом общежитии, привел своего внука Федю, лет девяти, который сразу кинулся ко мне в объятия. Дед рассказал и расписал мои достижения в живописи и литературе как великие, и, наверно, я в его глазах был, по меньшей мере, будущий, если не сегодняшний, Васнецов и Пушкин в одном лице.

Потом пришли еще друзья и однокурсники, их было немного, зато самые близкие и давние, в числе которых был товарищ, который ведет сайт нашего курса. На этом сайте он освещает все значимые события культурной жизни факультета – новые походные геологические воспоминания, фотографии, репортажи, а также литературные произведения однокашников. Там же и мои живопись, стихи, проза.

Пока мы бурно обсуждали все подряд – впечатления от выставки, личные и мировые события, потихоньку подошла моя дочь и потянула меня за рукав. Кто не рад своим детям и их успехам!? Это была настоящая награда за мою поездку на открытие выставки! Дочь тоже была рада новым впечатлениям, ярким самобытным произведениям народных умельцев, в числе которых оказался и я, и с интересом знакомилась с моими коллегами. Конечно, я тут же передал ей домашние гостинцы, а товарищам репродукции своих миниатюр на строительной плитке и некоторые оригиналы миниатюр. В увеличенном виде миниатюры напоминали произведения в стиле импрессионизма и даже немного экспрессионизма.

Друзья были так несказанно рады встрече, что пропустили начало церемонии открытия в предварительном зале, где был устроен электронный проектор с демонстрацией слайдов и видео на стену. Там же установили небольшие пуфики, которых, естественно, не хватало, и люди столпились рядом, в проходах между залами, заглядывали из других залов и снимали на видеоаппаратуру происходящее. Тут были и самодеятельные художники со всей страны, их кураторы, люди искусства столицы, любители живописи, начинающие художники, творческая молодежь, пожилые и, что замечательно, – много детей школьного возраста. Недавно встретившая меня красивая девушка, организатор выставки, говорила приветственную речь, рядом были уже известные мне по Крыму женщины-искусствоведы и еще, вероятно, из администрации галереи.

Говорили, конечно, о проблемах организации, благодарили художников, прибывших на выставку (из знакомых по крымской встрече коллег из ЮФО я увидел только одного, из Адыгеи), кураторов и, вообще, всех любителей живописи и посетителей. В заключение выступал небольшой хор в народных костюмах, который исполнил несколько русских песен и частушек довольно ярко и весело.

Потом алчущие свежих творений самодельщиков всей страны посетители опять разбрелись по залам, встречали знакомых, вели умные беседы об искусстве, делились мнениями, обсуждали наиболее яркие произведения и фотографировались на память. Мы тоже сделали совместные фото, поговорили о своей бурной геологической молодости,  вспоминали друзей и коллег.

Друзьям было, конечно, интересно узнать мои творческие планы, которые тут же, на выставке, начали реконструироваться. Обозревая произведения других любителей-художников, темы, методы и стили живописи, конечно, многое отмечаешь для себя нового, интересного, понимаешь какие-то интересные решения технические и образные, приобретаешь в свой жизненный багаж. Этим ценны такие форумы и встречи, что понимаешь что-то новое и отмечаешь для себя это как этап и видишь свои новые горизонты и задачи.

Телевидение в центре зала брало интервью у нашей симпатичной девушки организатора, которая рассказывала интересно и увлекательно. Произведения, на выставке  затрагивали многие стороны жизни народа, связанные с Великой Победой: мирный труд, нарушенный войной, сцены проводов новобранцев, военных сражений и привалов, жизнь в тылу и послевоенные трудовые свершения. Были и картины военного быта и послевоенных событий, портреты героев войны и портреты Гагарина , Туполева! Все самобытно, разнопланово, разносторонне по технике и видам творчества, но объединяло – талант и искренность, может иногда и простота, но доверчивость.  И моим коллегам геологам действительно была интересна представленная разнообразная  художественная самодеятельность, так как сами многие всю жизнь занимались подобным в своей профессии. Бурят, мастер резьбы по дереву, показал фигурки людей и животных, бытовые сцены на своем стенде, рассказал, что у него длинное имя, означающее серебряную кувалду и содеянное что-то ею, а проще – Балта. Художник из Адыгеи поприветствовал меня у своей картины, выглядел счастливо, как и многие участники, немного рассказал о своих планах и проблемах.

После того, как друзья, тепло попрощавшись, поспешили по своим делам, я дождался знакомой москвички, председателя клуба «Память Чернобыля», которая преподнесла мне сюрприз в виде пронумерованного документа-благодарности от клуба за мой вклад в дело сохранения памяти о героях-ликвидаторах аварии на Чернобыльской АЭС, за портрет ее отца, героя-ликвидатора Мисюры Николая Николаевича. Было очень приятно сделать совместное фото у моей картины. С ней и дочерью мы вышли потом на набережную р. Москвы.

Был теплый солнечный вечер, струи фонтанчиков радужно сверкали на вечернем солнце и освежали воздух. Компании молодых людей в открытых кафе, на самокатах, танцующие под музыку уличных музыкантов прохожие, дети с молодыми родителями и пожилые пары. В павильончиках продавались сувениры, напитки и вкусности, по реке проплывали прогулочные яркие кораблики со звучащей веселой музыкой. С другой стороны реки возвышался легендарный Кремль, и сверкали горячим золотом купола храма Спасителя.

Мы пили кофе на набережной, делились новостями и впечатлениями. Звонили друзья, что не смогли прибыть на открытие, поздравляли. Только рядом, в знаменитом здании Третьяковки, выставка напоминала о прошлых суровых героических годах войны и Великой Победе! Я был благодарен друзьям и всем соучастникам мероприятия – все сложилось хорошо!

На завтра у меня был еще свободный день, я посвятил его прогулкам по центру Москвы и посещению своего альма-матер – Минералогического музея, что был создан на месте нашего геологоразведочного института, МГРИ.

Возвращался домой уже в большом автобусе другой компании – и дешевле, и просторней, хотя чуть дольше, но я уже особо не спешил. Время было – и осознать событие, и поговорить по телефону об этом. Выражаю благодарность и Республиканскому Дому Народного Творчества и  Министерству культуры и туризма Республики Калмыкия за реальную помощь и содействие моему участию во Всероссийском конкурсе самодеятельного творчества. В результате я стал лауреатом второго этапа с вручением Диплома лауреата в Крыму и участником финала конкурса в Третьяковской галерее в Москве, где получил Диплом участника, как и все художники, и каталог картин, с включенными в него моими картинами!

Виктор КОКСАДАЕВ,
член Союза писателей России, самодеятельный художник