Глава администрации Октябрьского РМО Басанг Убушаев рассказал «Степным вестям», почему будут экспортировать именно в Беларусь и какая связь между калмыцким рисом и компанией «Nestle»

Калмыцкий рис славится своим качеством. Это ни для кого не секрет. Руководство Октябрьского района, где он, собственно, и производится, и Центр поддержки экспорта Калмыкии обсудили вопрос о поставке риса в Республику Беларусь.

В этом году с 2955 гектаров валовой сбор составил чуть больше 10 тысяч тонн. Для сравнения, в прошлом году было засеяно более 4 тысяч гектаров, а валовой сбор составил 15 405 тонн. По словам исполняющего обязанности начальника отдела АПК Октябрьского РМО Басанга Чудаева, в этом году не все хозяйства сеяли рис, остальные уменьшили свои посевные площади.

К тому же из-за небывалой засухи рисоводческие хозяйства тоже пострадали, как выразился Б. Чудаев, «рисоводы тоже не в восторге». «Засуха, конечно, повлияла на урожай. Если в прошлые годы урожайность составляла 37,5 центнера с гектара, то в этом году мы получили только 34,5 центнера. Может, небольшая, но разница все же есть», – говорит Чудаев. Цена за кубометр воды в этом году составила около 37 копеек, в следующем – обещает возрасти, ориентировочно, до 50-55 копеек. Тем не менее, по словам специалиста, «люди хотят сеяться, так что в следующем году хозяйств будет больше, увеличится и посевная площадь, ориентировочно до 4 200 гектаров.

Отметим, что предложение об экспорте риса в Беларусь выработал региональный экспортный центр. «Сельхозпродукцию, в частности, рис, поставлять можно куда угодно, но, в первую очередь, нам проще будет работать с белорусскими коллегами, – рассказал «Степным вестям» глава администрации Октябрьского РМО Басанг Убушаев. – У нас общий таможенный союз, и российская валюта там в обороте». По словам руководителя района, гендиректору Центра поддержки экспорта Савру Дамбаеву удалось мотивировать руководителей рисовых хозяйств района.

Рис всегда пользуется спросом, но, считает Б. Убушаев, это не самая лучшая практика – продавать на предложенных условиях одним и тем же покупателям: «Не была налажена кооперация. У нас нет менеджера, который занимался бы внешней экономической деятельностью. К сожалению, и в рисоводческих хозяйствах отсутствуют как таковые отделы продаж». Но экспорт – это и прохождение валютного контроля, и расчет таможенных пошлин, и многое другое.

Вот и сложилась за последние годы такая практика, что калмыцкий рис за рубеж продают краснодарцы. «Мы же живем в экономически свободной стране, где свобода договора и передвижения товара, чем и пользуются наши кубанские коллеги, покупают рис у нас и продают за рубеж», – рассказывает Б. Убушаев. Как известно, мука из калмыцкого риса соответствует 100 (!) критериям компании «Nestle», специализирующейся в основном на детском питании. «То есть он достаточно высокого качества. Поэтому компания не кубанский рис предпочла, а наш. Несмотря на то, что у нас нет таких больших урожаев с одного гектара, как в Краснодарском крае. Но у нас класс выше», – подчеркнул глава администрации РМО.  

В ноябре будут обсуждаться конкретные условия договора: цены, уровень сотрудничества, объемы поставки и вид товара, сырец или шлифованный. Главную свою задачу руководитель РМО видит в том, чтобы увеличить выручку сельхозтоваропроизводителей: «Порой мы вынуждены отдавать по достаточно низкой стоимости. То есть рис уходит в ноль, а прибыль производители получают за счет сопутствующих культур: люцерна, гречиха, ячмень и т.д. Хотелось бы изменить эту ситуацию».   

Кроме того, хозяйствам, занимающимся производством риса, будут возмещать 50% оплаты за электроэнергию. Это касается и тех, кто  занимается первичной очисткой, переработкой, хлебопекарен и т.д. Эти меры поддержки производителями были восприняты положительно.

Татьяна ЦУРЮМОВА