Пандемия коронавируса взвинтила градус тревожности в обществе и потребовала от региональных властей изменения формата общения с населением. Способам информирования граждан об эпидемситуации в регионе, налаживанию разных каналов обратной связи для оперативного реагирования на проблемы жителей была посвящена сегодняшняя онлайн-конференция, организованная Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) совместно с ТАСС.
В работе конференции приняли участие губернаторы Омской области, Камчатского края, Удмуртии, Якутии.
Они отметили, что с тех пор, как регионы впервые столкнулись с COVID-19, многое изменилось. Если поначалу никто ничего не знал, среди населения, с одной стороны, нагнетались панические настроения, с другой – шло полное отрицание проблемы со стороны COVID-диссидентов, то сейчас все переходит в рутинную фазу. Люди начинают думать о том, как будут жить после коронавируса.
В период первой волны пандемии появилось огромное количество фейков, заполонивших все соцсети, рассказал Глава Республики Якутия Айсен Николаев. Это будоражило общество, создавало негативный настрой. «Я начал разговаривать с людьми напрямую, раз в неделю сразу на четырех ресурсах – по телевидению и в соцсетях, – поделился опытом глава республики. – За час общения приходили до 600 вопросов, и на каждый давался ответ. Если не в эфире из-за ограниченности времени, то после него».
Благодаря четко налаженной обратной связи с населением, губернатор из первых рук получает информацию, в каких поселках и аптеках есть проблемы с лекарствами, где трудно дозвониться до врачей и пр. «Прямое общение с людьми помогает нам видеть, где мы не дорабатываем, и позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы».
Открытость – самая лучшая стратегия для любой власти, считает Глава Республики Удмуртия Александр Бречалов. В Удмуртии в период пандемии также перешли на прямой контакт с населением, в том числе с профильными социальными группами. Так, помимо соцсетей, специально для работников медучреждений губернатор открыл в собственном телефоне вотсап-приемную. Этот опыт тут же переняли в Севастополе. Были открыты аккаунты республиканских министров, куда со своими проблемами и запросами обращаются представители бизнеса, жители села и т.д.
Вынужденное «общение напрямую» заставило губернаторов глубже погрузиться в дела собственных территорий, понять, что на самом деле нужно тем же предпринимателям, чтобы выстоять в сложившихся экономических условиях, чем живет та «неактивная» часть населения, которая не кричит, не жалуется, не выступает с предложениями, но тем не менее формирует социально-экономическую, культурную, духовную картину региона. На основе новой информации появляется возможность более правильно рассчитывать силы и потребности региона. На этом особенно акцентировал внимание руководитель Камчатского края Владимир Солодов. Кроме того, он подчеркнул, что пандемия показала: административной системе нужно научиться быстрее меняться, чтобы оперативно реагировать на запросы общества, принимать необходимые решения и исправлять допущенные ошибки. Но главный урок состоит в том, что прямой диалог с людьми показал: власть должна ориентироваться не просто на народ, а на каждого конкретного человека.
Именно такой подход позволяет снизить уровень напряженности в обществе, согласился губернатор Омской области Александр Бурков.
Эмпирическим путем губернаторы пришли к выводу, что сегодня в обществе возникает запрос на позитивное развитие. Люди хотят хороших новостей и планов на постковидное будущее.
Этот посыл подтвердил директор по политическому анализу Института социального маркетинга “Инсомар” Виктор Потуремский. Проведенные институтом исследования показали: идет рутинизация проблемы COVID. Людей уже интересует не только пандемия, но и то, чем занимается власть, кроме коронавируса. По их мнению, глава региона несет прямую ответственность за эпидемию. Поэтому, выходя на прямую связь, ни в коем случае нельзя приукрашивать, либо нагнетать ситуацию. Разговор должен быть прямым, с акцентом на детали и позитивную информацию.
Сегодня главным позитивным импульсом является подготовка к Новому году. В большинстве регионов празднование переносится на улицы. Может, это не так уж и плохо?
Людмила ЮДИНА