Общественный контроль важен во всех сферах государственной деятельности, но в особенности – в секторе ЖКХ, в котором любые реформы имеют, как правило, глобальные последствия. Поэтому свои вопросы мы задали Виктору Наранову, общественнику с большим опытом работы именно в области контроля. Кого, как не Наранова, члена правления Национального общественного центра по контролю в сфере ЖКХ России, руководителя регионального филиала центра и члена республиканской общественной палаты, спрашивать о том, почему «мусорная» программа не эффективна в Калмыкии, а СпецАТХ работает в минус?

– Виктор Сергеевич, одна из самых актуальных тем сегодня  – обращение с твердыми коммунальными отходами. На каком этапе сейчас создание нового полигона?

– Полигон должен находиться минимум в 15 километрах от аэропорта, это общее требование. Наш старый полигон, который сейчас действует, находится всего в 7 км. Два года мы искали, где бы построить новый полигон. Искали все, в том числе и Минприроды РК, и МинЖКХ, и СпецАТХ, с которыми я лично выезжал, смотрел участки. Везде земли в частной собственности, все отказывались. Наконец, с территорией определились, это частная собственность, и сейчас все на стадии переговоров.

Вообще, сама программа по ТКО хорошая, но еще сырая, на мой взгляд. Я не раз поднимал этот вопрос, и, к примеру, на международном форуме по линии ЖКХ, прошедшем в Санкт-Петербурге два года назад, меня поддержал Татарстан.

Почему, спросите, сырая? На федеральном уровне распределили пять видов отходов, и за каждым закреплено определенное ведомство. Есть контейнеры для стекла, пластика, батареек и т.д. Все отдельно. Но у каждого региона своя специфика. И вот вопрос: кто их должен собирать? Не понятно. Людям все равно – мусор есть мусор. Раньше было как? В каждом поселке своя свалка, в городе всем занимался ЖЭУ: и собирал, и вывозил.

Сейчас у нас один полигон, а в районах – полигоны временного накопления. Там, на местах, работают местные люди, заключившие договор с регоператором. Они приезжают во все населенные пункты, собирают мусор и привозят его на полигон временного накопления. Два раза в неделю выезжает большегрузная машина СпецАТХ, забирает отходы и везет на основной полигон на сортировку. Стекло – отдельно, пластик – отдельно, прессуют и продают предпринимателям. Правда, в последнее время дешево. И, кстати, после сортировки полигон засыпают, сверху его закатывают землей, трамбуют.

Одна из главных наших проблем – большая территория, а людей мало. И вот, считайте, машина едет, к примеру, в Цаган-Аман за 300 км, забирает мусор и везет в Элисту на сортировку. Лаганский, Городовиковский районы. То есть это больная тема – расходы на транспортировку.

Более того, многие руководители наших СМО и РМО не знают деталей этой нацпрограммы. Есть федеральный закон, в нем статья 89. Там все расписано – кто должен поставить контейнеры, где они должны стоять, сделать площадку, карту-схему. Это все должны сделать муниципалитеты, а не регоператор. Но на деле идет вечный спор. Среди тех, кто с пониманием относится к этому вопросу, Городовиковский, Ики-Бурульский, Кетченеровский районы. Там хорошие полигоны временного накопления сделали.

– То есть сейчас регоператор работает в минус?

– Я занимаюсь этим вопросом с самого начала, поэтому знаю, что они работают не только в минус, у них все машины в лизингах. Им надо платить за спецтехнику, которую они берут у больших предприятий. А железо есть железо. Месяц-два поездила машина, и полетела запчасть. Приходится покупать, это тоже большие расходы. Кроме того, кадровая ситуация у них очень тяжелая. Никто из молодых не хочет идти работать, возиться с отходами. Сейчас у них работают люди от 55 до 70 лет. Они уйдут, к примеру, через пять лет, кто будет работать? Это тоже проблема. А чтобы приглашать работников из других республик, им же надо общежитие построить, визу сделать, если брать иностранных граждан, и т.д.

– Впрочем, для населения и республиканских властей самым главным вопросом был тариф для жителей Калмыкии. Как говорил Глава РК, цена должна остаться прежней. То есть регоператор не может внезапно поднять тариф? 

– Да, тариф подниматься не будет. По нормативу в тариф, допустим, заложено 100 рублей, а по городу у нас 60 рублей с человека. Остальные 50-60 рублей субсидирует регоператору правительство республики.

– А правительству, в свою очередь, возмещают эти деньги? 

– Да, в федеральном центре готовы, но у нас Минприроды РК еще не завершило карту-схему республики. Они должны предоставить место расположения основного и временных полигонов, мусорных контейнеров и т.д., эти данные направить в Минприроды РФ. Без этого денег не дадут. С мая этого года наш Минприроды усиленно работает в этом направлении, хотя это должны сделать еще несколько лет назад. У нас в республике предыдущее правительство неправильно сделало: везде по стране вопрос по утилизации отходов курирует минприроды, а у нас разделили полномочия между минприроды и минЖКХ. И непонятно, что в чьей компетенции. Хочется попросить Главу Калмыкии отдать этот вопрос в одни руки – минприроды. МинЖКХ республики просто обязали заниматься этой темой, но картой-схемой по профилю должен заниматься минприроды. И вот это раздвоение идет до сих пор.

– А как быть с тем, что там и сям у нас возникают несанкционированные свалки?

– У наших людей еще нет культуры поведения в этом вопросе. Они не знают, что можно привезти мусор и бесплатно сдать на полигон. Один куб принимают бесплатно. Если в сравнении – тележку мусора. За второй и последующие надо, конечно, платить. Именно эта работа, по информированию граждан о правилах приема мусора, не ведется у нас в республике. Люди не знают, куда сдавать отходы и т.д.  

– Еще одна из актуальных проблем, которую вы уже затронули, – СпецАТХ и их вечный вопрос с УК, кто и за что отвечает.

УК по 131-му федеральному закону предоставляет площадку и контейнеры. И они же должны заключить договор со СпецАТХ о вывозе крупногабаритных вещей, в том числе мебели, веток-сухостоев и т.д. Здесь у них есть проблемы. УК говорит, что наша земля до тротуара, остальное – города. В свое время надо было сделать межевание по-человечески, как в больших городах. Эта история длится еще с начала 2000-х годов, когда у городских властей был коммерческий интерес поставить на территории МКД торговые точки. Например, во дворе 7×1 собственники квартир могли общим собранием запретить ставить вагончики или киоски. И в то время быстренько разделили земли МКД еще и на городские. Поэтому сейчас споры УК ведут не только со СпецАТХ, но и с городом.

Муниципалитет не имеет никакого влияния на УК. На них может повлиять только государственная жилищная инспекция, оштрафовав их, например. Но и штраф они будут платить из денег жильцов, собранных на содержание и ремонт дома. Это тоже не выход.

– А позитивные сдвиги общественники замечают? Они есть?

– А их немало, мы же привыкли больше о проблемах говорить. На самом деле люди очень рады заметным изменениям. Благоустройство – одно из лучших направлений в городе. Взять за пример хотя бы парк Победы в седьмом микрорайоне Элисты и «Дружбе». И особенно люди довольны в районах республики. Как там красиво благоустроили общественные территории! Все зависит от руководства. Если руководители муниципалитетов работают с душой – все получается. Когда градоначальник Дмитрий Трапезников пришел на эту должность, я с осторожностью воспринял эту новость, он же приезжий, будет ли вкладывать душу в наш город. Но спустя время можно наблюдать, как Элиста меняется. Вот нам бы такого своего заиметь: креативного и заводного. Только критиковать – много ума не надо.

– А лифтами сейчас в городе кто занимается и на какие средства?

– Заменой лифтов занимается только правительство РК в лице регионального фонда по капремонту. А средства распределяются из общего котла, в который мы ежемесячно сдаем на капремонт. Из этих денег производится замена кровель и лифтов. До конца этого года в Элисте будут заменены 40 лифтов в 15-ти многоквартирных домах. На сегодняшний день сдали четыре лифта. Если не успеют заменить все запланированные, то фонд заберет деньги назад. Вот такие жесткие условия.

– В регионе продолжается программа по переселению из аварийного жилья. Вот-вот завершится строительство 26-квартирного дома на ул. Некрасова. Вы лично, как общественный деятель, наблюдаете за процессом стройки? Ведь не секрет, что у нас были прецеденты жалоб переселенцев на недобросовестную работу подрядчиков.

– Да, такие жалобы были у жильцов. Но из 100% жалоб только 10% обоснованных. Я постоянно выезжаю, инспектирую жилье, обязательно слежу за ходом стройки, так как вхожу в состав комиссии. Мне приходят письма из Москвы с поручениями проверить ход той или иной работы. До конца года этот дом должны сдать. В принципе, там осталось доделать мелочи, такие как подъездные пути и т.д.

– Как вы считаете, в нашем регионе сфере ЖКХ уделяется достаточно внимания?

– У региональных властей нет возможности помогать финансово, так как республика дотационная. Но, стоит отметить, что руководство республики изыскивает средства на покупку спецтехники, пишет гарантийные письма в федеральный центр, чтобы получить субсидии, средства на нацпроекты и т.д. Да, в этом плане они помогают. Если этого не делали бы, не было бы у нас нового спецавтотранспорта и должного финансирования нацпроектов.

Татьяна ЦУРЮМОВА
Фото: Николай БОШЕВ