И исков о возмещении ущерба от них тоже
Накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, в республиканской прокуратуре состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы надзорного органа по борьбе коррупцией в регионе в 2020 году.
Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Калмыкии Арсланг Мухлаев, в 2020 году в республике выявлено свыше тысячи нарушений коррупционного характера, в том числе более 140 противоречащих федеральному законодательству правовых актов. По результатам прокурорских проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 228 должностных лиц, к административной – 27, возбуждено 11 уголовных дел указанной категории.
2020 год можно с полной уверенностью назвать годом «конфликтов интересов». Прокурорами выявлено 32 факта несоблюдения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, что, надо заметить, в разы больше чем в предыдущие годы. В результате рассмотрения 19 внесенных представлений к дисциплинарной ответственности привлечено такое же количество должностных лиц, в том числе трое чиновников уволены по утрате доверия. В их числе министр сельского хозяйства РК, его заместитель и глава администрации Яшалтинского РМО. Все они внесены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 федерального закона № 273 – «О противодействии коррупции» и никогда уже не смогут занимать должности на государственной службе.
Также в этом году неоднократно выявлялись случаи несоблюдения государственными и муниципальными служащими, депутатами представительных органов обязанности по представлению достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, в части антикоррупционной экспертизы правовых актов прокурорами изучено более тысячи нормативных правовых актов, из которых практически в каждом десятом выявлены противоречия федеральному законодательству и коррупциогенные факторы.
В сфере борьбы с взяточничеством также достигнуты результаты. Из 68 выявленных преступлений коррупционной направленности (в 2019-м было 69) пресечено 20 фактов взяточничества, из которых 9 совершено должностными лицами. Наиболее коррупциогенными сферами являлись освоение бюджетных средств, получение различного вида мер государственной поддержки, включая субсидии, а также правоохранительная и контрольно-надзорная деятельность.
«Следует отметить, что впервые в республике выявлены преступления в сфере государственного оборонного заказа и реализации национальных проектов. Не менее резонансным является возбуждение уголовного дела о получении взятки в особо крупном размере злоумышленниками, действовавшими в составе организованной преступной группы, в которую входили должностные ветеринарной службы республики», – заявил начальник отдела прокуратуры РК.
С сожалением он признал, что уголовному преследованию подверглись его коллеги по правоохранительной деятельности – всего 12 человек, в числе которых начальник территориального подразделения Фельдсвязи России, руководители структурных подразделений республиканского УФСИН. Также в связи с фактами коррупции возникли вопросы к инспектору территориального органа Ростехнадзора, республиканскому министру, двум депутатам Народного Хурала, четырем депутатам представительных органов местного самоуправления, а также экс-руководители Элистинского городского собрания.
«Также у нас в этом году имеется факт привлечения к уголовной ответственности судьи Арбитражного суда Республики Калмыкия. Для понимания – очень тяжело добиться привлечения к суду судьи, учитывая особый порядок, действующий в отношении данной категории должностных лиц. Но перед законом все равны», – подчеркнул представитель прокуратуры.
Общая сумма ущерба от коррупционных деяний составила 325 млн. рублей. Это в 10 раз больше, чем фигурировала в поданных прокуратурой РК исках о взыскании за прошлый год, подчеркнул начальник отдела Мухлаев. Львиную долю указанных средств составил ущерб по так называемому делу о Левокумке.
Отвечая на вопрос «Степных вестей» относительно претензионной работы прокуратуры, шансов того, когда и в каком объеме причиненный коррупционными преступлениями ущерб вернется в казну государства, Арсланг Мухлаев ответил, что правоохранительными органами региона при координирующей роли прокуратуры указанному вопросу уделяется повышенное внимание.
«По ходатайствам органов предварительного расследования судами по уголовным делам коррупционной направленности арестовано имущество подозреваемых, обвиняемых лиц, а также имущество третьих лиц в виде транспортных средств, объектов недвижимости, денежные средства на общую сумму 151,3 млн. рублей. Это составляет не менее 47% от общего размера причиненного ущерба (319 миллионов рублей) по оконченным производством уголовным делам этой категории», – пояснил прокурор.
Журналисты заострили свое внимание и на штрафах, которые взимаются с коррупционеров. За последние два года по постановлениям прокуроров судами только по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и статье 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного и муниципального служащего, в том числе бывшего служащего) наложено штрафов на 3,6 млн. рублей. Надзорное ведомство пристально следит за их исполнением.
Заканчивая свое выступление, Арсланг Мухлаев отметил, что прослеживается прямая связь между уровнем коррупции в обществе и состоянием самого социума. Это объясняется небольшой численностью населения республики, высокой степенью родственных отношений и другими свойствами, отличающими нашу республику, как и другие национальные регионы Российской Федерации. Поэтому он подчеркнул, что работы у возглавляемого им подразделения, да и прокуроров на местах, в ближайшее время не убавится.