Российские климатологи впервые публично рассказали, что происходит на климатическом вираже
Климатическая повестка становится основным средством борьбы западных политиков с Россией. Основная задача на текущем этапе – помешать экономическому подъему страны путем введения углеродного налога для российских экспортных товаров и всевозможных штрафов за выбросы парниковых газов (прежде всего, углекислого) для наших промышленных, сельскохозяйственных и энергетических предприятий.
В этой связи со стороны российского экономического сектора сформировался запрос на научное обоснование текущего потепления климата: так ли уж в этом виноват антропогенный фактор? Не преувеличивается ли роль СО2 в повышении температуры земли? Как мы можем предсказать изменение климата на перспективу в 50-100 лет, если не можем точно спрогнозировать погоду на неделю вперед?
На эти и другие вопросы в рамках круглого стола «Объективный взгляд российских ученых на мировые климатические проблемы» ответили представители ведущих научных школ и авторитетных институтов в области климатологии и экологии. Это – первый публичный выход наших климатологов с подробными разъяснениями, что происходит с климатом, и что делать нам.
Если обобщить научные сообщения, то можно сказать следующее: ученые мира доказали влияние антропогенных выбросов на повышение температуры на планете. Точность климатической повестки остается одной из ключевых научных проблем. Из инструментария борьбы с климатом нужно убрать политическую ангажированность и экономические спекуляции.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев заострил внимание на том, что никогда за всю историю Земли потепление не шло так быстро.
Так, за последние 100 лет температура на планете выросла на 1,3 Со. Она повышается не плавно, а скачками. Внутри потепления есть сбои в сторону похолодания, что объясняется, прежде всего, внутренней изменчивостью земной климатической системы. Поэтому утверждения некоторых экспертов, что у нас идет похолодание, а не потепление, не имеют достаточных научных обоснований.
За последние 100 лет на территории России температура повысилась на 2 Со, продолжил тему заместитель директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, член-корреспондент РАН Владимир Семенов. Это вдвое больше, чем в среднем в мире, и объясняется особенностями государства: Россия – большая холодная континентальная страна. На суше температура меняется быстрее, чем в океане, а потому климатические изменения здесь происходят быстрее.
Если говорить о ситуации в целом, то наблюдения за температурой земли (прежде всего, изучение керна разных палеонтологических периодов) показывают, что в целом наша планета потихоньку остывает. Но нынешнее потепление вносит свои коррективы. За 1000 лет температура на Земле понизилась на 1 Со, а за последние 100 лет поднялась на тот же градус. Ученых очень смущает скорость потепления. Такого за последние сотни тысяч лет не наблюдалось.
В. Семенов сказал также о том, что на основании научных выводов по климату в мире, в том числе и в нашей стране, появилось немало неверных концепций. Например, категорически не верным является утверждение, что концепция антропогенного потепления была создана для раздувания климатической проблемы до глобальных масштабов с целью поддержания господства экономик развитых стран-конкурентов.
Первые результаты по климатической повестке физики получили еще в XIX веке, когда ни о какой экономической конкуренции и речи не шло. А в середине XX века уже были даны количественные оценки климатических изменений. В 1970-е годы (в период временного похолодания) ученые на основании численных моделей получили правильные количественные оценки потепления, которые и сегодня не изменились.
Второе неверное толкование климатической проблемы состоит в том, что ученые-климатологи, говорящие об антропогенном факторе, работают против интересов России. Это не так. Климатологи хорошо знают о последствиях воздействия изменения климата на окружающую среду и об особенностях потепления в России, поэтому заранее предупреждают о необходимости поиска ответа на новые вызовы. Мы – северная страна, где 65% территории покрыто вечной мерзлотой, большинство населения живет в условиях холодового стресса. Нам нельзя, как той же Европе, бездумно сворачивать на рельсы возобновляемой энергетики, как нас нацеливают западные партнеры. В то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что антропогенный вклад в потепление существенен и что нужно думать о снижении его вредного воздействия, – конечно, не за счет сворачивания национальной экономики.
Заместитель директора Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука РАН, профессор Андрей Грицун рассказал о математическом моделировании изменений климата, позволяющем прогнозировать, каким будет климат на земле. При этом он заметил: все имеющиеся модели достаточно точно предсказывают современный климат, но когда речь идет о будущем оценки начинают сильно разниться. Например, наблюдается большой разброс оценок реальной чувствительности Земной системы к увеличению концентрации СО2. В связи с чем возникает вопрос: каким оценкам доверять? В настоящее время ученые всего мира работают над тем, чтобы сделать расчеты более точными.
Научный руководитель Института глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля профессор Сергей Семенов обратил внимание на такую особенность: за последние 30 лет каждое последующее десятилетие было теплее предыдущего. Потепление неоднородно по зонам. Наиболее ярко оно выражено на севере США, Канады, Российской Федерации и отчасти – на юго-востоке Латинской Америки. А вот в зоне между Великобританией и Гренландией наблюдается понижение температуры.
Главными источниками потепления выступают парниковые газы (в основном, – водяной пар, углекислый газ, озон и метан. Азот и кислород к группе парниковых газов не относятся). Начиная с 1970 года, эмиссии парниковых газов растут. С 1950 по 2015 год выбросы ПГ увеличились на столько же, как за 8 тысяч лет до этого.
Потепление, которое наблюдается с середины XX века, ученые связывают в основном с антропогенным усилением парникового эффекта. Но добавляют: последствия изменения климата, прогнозируемые на XXI век для природных и хозяйственных систем России, могут быть как отрицательными, так и положительными.
В любом случае потепление, происходящее в разных странах, не является катастрофическим. А повышение температуры Земли на 1,5-2 Со по отношению к доиндустриальному уровню, о чем сегодня так много говорится, означает не внутренние пороги устойчивости климатической системы Земли, а решение делегаций при заключении Парижского соглашения. Просто подписанты Парижского соглашения взяли эту цифру за основу.
Если говорить о реальной ситуации, то повода для паники нет. Есть необходимость ученым продолжать научные исследования в области климата, а руководству страны – принимать взвешенные решения, куда и сколько средств направлять на адаптацию территорий к новым климатическим виражам.
Планировать адаптацию можно только на основании ясных представлений об изменении климата, причем как на глобальном, так и на региональном уровне, продолжил тему директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова, доктор физико-математических наук Владимир Катцов. «Не понимая причин изменения климата, мы не в состоянии спрогнозировать будущее, понять, когда и каким образом к нему адаптироваться, – сказал он. – Изучать климат важно для того, чтобы можно было правильно планировать хозяйственную деятельность, понимать, почему участились стихийные бедствия, формировать научные информационные стратегии с целью улучшения экономического планирования в стране, в том числе перспективного».