Умер Евгений Евтушенко.  «Каждый вспомнит в эти дни свое о Евгении Александровиче, и это страшно важно, ведь забвение – это худшее из того, что с нами сегодня происходит», – прочитала вчера у обозревателя «Российской газеты» Дмитрия Шеварова.

И в самом деле, как только узнала эту печальную весть, сразу же вспомнила творческий вечер Евгения Евтушенко, который я, студентка четвертого курса факультета журналистики тогда еще Ленинградского, а ныне Санкт-Петербургского государственного университета, пробующая к тому же свои силы на поэтическом поприще, не могла пропустить.

Весна 1986 года. Спортивно-концертный комплекс московского парка Победы, находившийся неподалеку от нашего студгородка на Новоизмайловском проспекте, был забит до отказа. Мы с подругой из Латвии Гунтой Шенберга, вооружившись биноклями, с интересом и завистью разглядываем с самых задних рядов бомонд Питера в партере: ух ты, как они близко сидят к нашему кумиру!

И вот он выходит на сцену в каком-то невероятно ярком лиловом пиджаке и джинсах. Ершистый, ироничный, с колючий взглядом, поэт – бунтарь, «шестидесятник». Абсолютно настоящий, такой, каким мы его знали и любили по книгам, газетам, телепередачам и стихотворениям.

Кратко поприветствовав публику, он тут же без каких-либо предисловий начинает громко декламировать свои творения, известные, признанные, популярные, многие из которых переложены на музыку: «Хотят ли русские войны», «Ольховая сережка», «Людей не интересных в мире нет», «Заклинание». Стихи-посвящения, стихи-признания, стихи-откровения:

Был я столько раз так больно ранен,

добираясь до дому ползком,

но не только злобой протаранен —

можно ранить даже лепестком.

 

Ранил я и сам — совсем невольно

нежностью небрежной на ходу,

а кому-то после было больно,

словно босиком ходить по льду.

 

Почему иду я по руинам

самых моих близких, дорогих,

я, так больно и легко ранимый

и так просто ранящий других?

Каждое стихотворение публика встречала гулом одобрения и овациями. Зрители с первых рядов осыпали знаменитость роскошными букетами цветов. Поэт благодарил кивком, не отвлекаясь на поклоны, рукопожатия и поцелуи. Он был всецело погружен в искусство декламации. Стихи читал громко, проникновенно, чеканя каждое слово, при этом раскачивался маятником, широко жестикулировал руками.

Двухчасовой творческий вечер и ни одной впустую оброненной фразы, он грустил, ликовал, страдал, смеялся, обличал и признавался в любви высоким штилем. С залом общался скупо, большей частью интересовался: всем ли его слышно?  К нам, зрителям на последних рядах, проявлял подчеркнутый интерес: «Галерка, ты меня слышишь?» В ответ мы радостно вскидывали руки вверх: «Слышим!»  и вздохом восхищения впитывали такие до гениальности простые и глубоко сопереживаемые строки:

Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

И он не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

А той – скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

Та, у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных и недужных,

ненужных связей, дружб ненужных!

Куда от этого я денусь?!

О, кто-нибудь, приди, нарушь

чужих людей соединенность

и разобщенность близких душ!

Бальзамом души прозвучало признание Евгения Александровича в том, что он читает свои произведения большей частью для галерки, которая и является истинной ценительницей поэзии. И мы уже с превосходством бросаем взгляд в партер.

Галерка – это его лирические герои: лифтерша Маша, Настя Карпова, крановщица Верочка, буфетчица Зинка, сельская учительница и многие другие. И сам поэт тоже из галерки, такой же, как и мы, его разношерстная публика. Все мы – произведения одной большой многонациональной страны, которой он был верен до конца.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима Иркутской области​ в семье прибалтийского немца Александра Рудольфовича​ Гангнуса и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко.

Я сибирской породы.

Ел я хлеб с черемшой

и мальчишкой паромы

тянул, как большой.

Раздавалась команда.

Шел паром по Оке.

От стального каната

были руки в огне.

Мускулистый,

лобастый,

я заклепки клепал,

и глубокой лопатой,

как велели, копал…

Всего три с половиной месяца не дожил он до своего 85-летия. Юбилей поэта планировали отметить большим фестивалем, Евгений Евтушенко собирался отправиться в гастрольный тур с поэтическими вечерами по городам России, Белоруссии и Казахстана. Очевидно заехал бы и в Калмыкию, которую впервые посетил в 1967 году в составе делегации советских писателей, принимавших участие в Днях российской литературы в республике. В последний раз он был в Элисте проездом в июне 2015 года по пути в Волгоград, где в рамках года литературы состоялось одно из мероприятий концертного тура «Поэт в России – больше, чем поэт».  Евгений Евтушенко был идейным вдохновителем, автором и ведущим тура с просветительской миссией по городам России от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Конечно, запланированный на июль большой юбилейный фестиваль состоится. И Калмыкия примет в нем активное участие. Ведь это нашему поэту, подражая Пушкину, Евтушенко посвятил такие прекрасные строки:

Разглядели Вы, Римма Ханинова,

малолетку-сапера во мне

среди поля огромного минного

в нашей взрывоопасной стране.

 

Может, выгляжу я чуть комично,

буратинистый странный поэт,

но без Вас, дорогая калмычка,

меня в будущем, видимо, нет.

 

Скакуном я останусь не в мифе, не в притче,

перепрыгну любую межу,

только Вы меня чуть окалмычьте,

и тогда над вселенной заржу…

 

Фото из интернета