Заправочная сеть в отдельных регионах представлена одной компанией («Лукойлом», «Сургутнефтегазом», «Роснефтью» и т.д.), а надо, чтобы их было несколько
Цены на моторное топливо в стране непрерывно растут. Кроме того, они радикально различаются на заправках: в одном городе литр бензина может стоить 40 рублей, в другом – 55. Можно ли законодательно изменить ситуацию? Какие механизмы следует задействовать?
Эти вопросы были заданы председателю комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павлу Завальному во время сегодняшней онлайн-конференции, посвященной итогам 2021 года и планам комитета на весеннюю сессию. Сразу после окончания конференции «Степные вести» выбрали для вас главное в ответе П. Завального.
В стране на нефтепродукты действуют рыночные цены. При этом правительство регулирует ситуацию на рынке, ограничивая рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) по схеме «инфляция минус». Благодаря этому в последние 3-4 года темпы роста цен на нефтепродукты в стране в целом были значительно ниже, чем на другие виды товаров. Например, в прошлом году при инфляции 4,5% стоимость топлива поднялась не более чем на 2-2,5 %.
Чтобы снизить цену на продукт, надо увеличить конкуренцию между продавцами. Горючего в стране достаточно, объемы его производства растут (только в прошлом году производство бензина увеличилось более чем на 40 млн т., это почти 5%). Значит, товара должно поступать на оптовый рынок еще больше.
С целью увеличения объема продаж бензина и дизеля на оптовом рынке был введен механизм «возвратного акциза». Тем самым регулятор рассчитывает сбить цену на моторное топливо.
Сегодня речь идет о донастройке еще одного механизма, который позволит увеличить количество игроков на оптовом рынке за счет привлечения независимых поставщиков. Это также будет способствовать росту конкуренции на опте, а значит и установлению конкурентной цены на АЗС.
Что касается большой ценовой разницы на заправках, то нужно учитывать, что бензиновые цены носят конъюнктурный характер: где-то не вовремя подвезли топливо, где-то не обеспечили запасы, где-то необоснованно завысили стоимость, где-то монополист воспользовался положением и стал диктовать собственные условия…
Вопрос цен на топливо обсуждался на заседании у вице-президента РФ Александра Новака. От комитета ГД по энергетике прозвучало предложение обеспечить в каждом регионе присутствие ведущих нефтяных компаний. Очень часто заправочная сеть в отдельных регионах представлена лишь одной компанией («Лукойлом», «Сургутнефтегазом», «Роснефтью» и т.д.), а надо, чтобы их было несколько. Тогда они будут конкурировать между собой и с независимыми поставщиками бензина. Это позволит уйти от монополизации рынка и будет способствовать стабилизации цен на ГСМ.
«Единственно правильный метод – идти по пути развития конкуренции, – подытожил П. Завальный. – Директивные методы мы уже испробовали, они ни к чему хорошему не привели».