26 января Госдума приняла в первом чтении законопроект о единых правилах онлайн-голосования. В нем уточняется, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.
За решение о единых правилах проведения ДЭГ для всех регионов и на выборах всех уровней проголосовали 296 депутатов. Разработчики в пояснительной записке опирались на опыт электронного голосования на выборах в 2019-2021 годах. Напомним, три года назад впервые такой дистант применили в избирательной кампании в Мосгордуму. В прошлом году на больших парламентских выборах в качестве пилотов выбрали семь субъектов: это Москва и Севастополь, Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области.
Согласно проекту, Центральная избирательная комиссия РФ будет устанавливать требования к сертифицированным государственным информсистемам для онлайн-голосования. Это обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, анонимизация результатов волеизъявления, их шифрование при проведении голосования и последующее расшифрование после завершения.
Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме РФ будет принимать Центризбирком. Если дни голосования на федеральных выборах или на референдуме совпадают с днями голосования на других выборах или референдумах, то решение о проведении ДЭГ ЦИК будет принимать с учетом предложений региональных избиркомов.
Проект устанавливает, что все поданные заявления граждан, желающих участвовать в онлайн-голосовании, проходят проверку и сопоставление с данными регистра избирателей и участников референдума ГАС «Выборы». После формируются списки участников, которые исключаются из соответствующего списка избирателей и участников референдума.
Поправкам по части электроники в основной избирательный закон еще предстоит пройти дополнительные стадии обсуждения и доработок. Однако большинство экспертов сходится во мнении, что до Единого дня голосования, 11 сентября 2022 года, когда в стране пройдут выборы 15 губернаторов и глав республик, шести региональных заксобраний и 11 столичных муниципальных дум, апробация ДЭГ и новых электоральных практик продолжится. Этому способствуют объективные условия.
Во-первых, коррективы в плебисцитный процесс уже внесла пандемия. Вспомним практику трехдневного голосования и цифровые технологии для минимизации контактов и распределения людских потоков на избирательных участках в прошлом году.
Во-вторых, региональные и местные кампании-2022 расцениваются партиями как своеобразная тренировка перед масштабными выборами. Политическая борьба будет только набирать обороты к 2024 году, поэтому не исключено расширение инструментария и ресурсной базы для общественного наблюдения, вовлечения независимых наблюдателей независимо от территориального признака. Последнее удобно при дистанционных форматах.
В-третьих, о дальнейшем развитии цифровых технологий применительно к организации выборного процесса не раз заявляла председатель ЦИК Элла Памфилова. Она отмечала видеонаблюдение, работу приложения «Мобильный избиратель», создание новой платформы для проведения электронного голосования и внедрение электронного сбора подписей с последующей их проверкой.
Калмыкия в этом году получила передышку и не участвует в выборных кампаниях. Однако опрошенные «Степвестями» региональные эксперты сошлись во мнении, что при грамотном механизме использования цифровых технологий ДЭГ способен привнести в работу местных участников избирательного процесса больше достоинств, чем недостатков.
Эрдни Сангаджиев, руководитель регионального отделения «Российский союз молодежи»:
– Приемлемая законодательная инициатива. Важно, чтобы соблюдались условия и права участников избирательного процесса, открытость и прозрачность механизмов. Технологии могут давать сбои в любой отрасли. Поэтому необходим тщательно продуманный, четкий регламент проведения ДЭГ, который не оставит сомнений в объективности полученных на выходе результатов. При условии работы профессиональных, подготовленных участников процесса – членов избирательных комиссий, СМИ, наблюдателей.
А преимущества онлайн-голосования для избирателей, как и для меня лично, очевидны. Прежние неудобства в виде необходимости брать открепительные удостоверения, чтобы проголосовать, к примеру, по месту отпуска или командировки, отпадают. Любой гражданин удаленно может сделать свой выбор. Это важный фактор и в пользу активного участия в избирательных кампаниях молодежи, о которой часто говорят, что она ленится приходить на участки. Один из действенных способов легального повышения явки.
Большой плюс вижу и в том, что инициативу откатают на пилотных площадках. После апробации, с учетом исправленных ошибок, как это всегда бывает в новом деле, отработанная практика дойдет до остальных регионов.
Раим Файзиев, член Общественной палаты Калмыкии:
– Дистанционное электронное голосование – уже не новая практика для некоторых регионов страны. Главный для меня тезис по итогам прошлогоднего эксперимента в семи регионах – это взаимосвязанные результаты электронного и обычного голосования и по проценту полученных голосов, и по количеству прошедших в Госдуму восьмого созыва партий. Не вижу объективных причин усомниться в результатах проведенного ДЭГ.
Говоря о целесообразности и необходимости процедуры онлайн-голосования, выделю несколько аспектов. Эпидемиологическая ситуация на протяжении последних двух лет диктует свои правила. Личное присутствие избирателей на участках даже при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм не всегда помогает избежать большого скопления людей в одном закрытом помещении. Дистанционное участие в выборах в данном случае очевидно более безопасное для здоровья решение.
Двадцать первый век диктует свои правила. За короткий промежуток времени мы должны успеть решить свои рабочие, бытовые и такие общегражданские вопросы. Отдать голос за своего кандидата – это и право и обязанность, которую мы получаем возможность исполнить дома или без отрыва от производства.
Новая процедура обладает, на мой взгляд, максимальным пакетом безопасности. Всю избирательную последовательность действий можно провести через портал госуслуг. Нет ни одного зафиксированного факта подделки какого-либо документа с использованием сервиса. Это свидетельствует о надежности и конфиденциальности данных голосования. Существует определенный порядок, когда человек пишет заявление, его рассматривают и выносят решение о возможности голосовать электронно, одновременно исключая его из списков с традиционными бюллетенями. А если гражданин передумал и ему надо отозвать заявление, придется опять пройти процедуру рассмотрения, подождать, чтобы исключить двойного голосования.
ДЭГ, безусловно, гораздо облегчит труд сотен тысяч членов избиркомов всех уровней, наблюдателей и других организаторов избирательных кампаний, которые зачастую до поздней ночи или даже утра заняты трудоемкой, регламентированной на каждом этапе работой. Знаю это не понаслышке, так как сам участвовал в качестве наблюдателя в прошлых выборах. И помню, что результаты ДЭГ вышли гораздо раньше бумажного подсчета голосов.
И, наконец, в век цифровых технологий не применять их в выборах было бы неправильно и странно. Все равно, как если бы мы использовали свечи вместо электрической лампочки. Время диктует: надо использовать то, что целесообразно, рационально.