«Рассей пустую думу. / Бомарше говаривал мне: «Слушай, брат Сальери! / Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро». С легкой ли дразнящей строки «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина пришел к элистинскому зрителю, в ноябрьский день 18 числа 2022 года, а парижанин Пьер Огюст Бомарше «наведался» к нам из 1784 года (год премьеры его пьесы – Ред.)? Кто знает… Но был «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Республиканском русском театре драмы и комедии, и хлопнуло откупоренное шампанское по поводу премьеры. Спектакль состоялся, и это очень хорошая работа художественного руководителя театра, народной артистки Калмыкии Елены Судаковой в сотрудничестве с художником – заслуженным работником культуры РК Эллой Байсхлановой, с художником по свету – заслуженным работником культуры РК Евгением Медведевым.
Была, теперь признаемся, смутная тревога по поводу столь ставленного и переставленного в веках и ныне «Фигаро». Но открылся занавес, и воздушные декорации, подчеркнуто карнавальный грим главных героев пьесы, несколько па под чарующую музыку Вольфганга Амадея Моцарта отправили зрителя во власть сценической условности. Именно эта магическая театральная условность, которой пренебрегают, которой избегают и опасаются современные постановщики (боятся обвинения в театральщине!), стала в руках режиссера Елены Хаптахановой ключиком, который открыл зрителю вечную прелесть, свежесть, современность (реплики текста хоть сейчас вкладывай в уста прохожего) пьесы Бомарше.
Именно эта легкая сценическая условность помогла актерам так легко и органично жить в образах героев XVII-XIX века. Неотразим, в силу мужской и должностной власти (по пьесе всесильный наместник императора, в жизни гендиректор театра), народный артист РК Виктор Хаптаханов в роли импозантного графа Альмавивы. Противостоит ему Фигаро, блестящий, остроумный и предприимчивый домоправитель, некогда помогший графу похитить графиню Розину, Фигаро (в пьесе при всех заслугах, оставшийся, по сути, слугой, в жизни – начинающий сценическую карьеру молодой талантливый актер Антон Савенко). Возможно, по мере обкатки спектакля словесная пикировка «дуэлянтов» станет острее, и тогда вызов из уст Фигаро «И вы хотите тягаться со мной?» будет также неизменно вызывать реакцию зала. Но оба и на премьере были хороши.
Был хорош и знаменитый, почти как «Быть или не быть» Гамлета, монолог Фигаро. Прелестный игровой дуэт прекрасной, немного жеманной, немного лицемерной графини Розины и юной, счастливой, искренней камеристки Сюзанны был блестяще разыгран артистками Зоей Кузыченко и Ладой Зубковой. А какое удовольствие было смотреть на забавные сцены переодеваний, непредусмотренных появлений, нелепых совпадений и путаниц, которые столь же нелепо распутывались. Не упустили предоставленного шанса блеснуть игрой заслуженная артистка РК Наталья Ежкова (весьма достоверная во всех коллизиях своей жизни Марселина), заслуженный артист Республики Адыгеи Василий Муджиков (садовник Антонио неизменно вызывал радостное оживление в зале), заслуженный артист РК Санал Церенов (только он мог так органично играть и непробиваемую душевную глухоту, и неожиданную нелепую сентиментальность врача Бартоло), заслуженный артист РК Леонид Сангаджиев (ранее он просто покорил зрителей в постановке по пьесе Шекспира, и сейчас в роли восхитительно глупого Базиля вновь сорвал аплодисменты), заслуженный артист РК Владимир Маркин (гротескную роль судьи Бридуазона с его репликами так искусно, не впадая в крайности, мог сыграть только этот артист). Наконец, мы во всей красе увидели Сергея Цебекова в роли юного Керубино, и даже самому невнимательному зрителю было понятно, почему ревнивый граф так желал удалить милого юношу из дворца.
Хотелось бы особо отметить актеров, которые играли в массовых сценах – Карину Вяльшину, Валерию Райхман, Алину Богославскую (также она играла роль Фаншетты), Камилу Альмухаметову, Дмитрия Буваева (также роль помощника судьи), Игоря Джимбеева (также роль пристава). Именно слаженность этой очень небольшой актерской группы создавала масштабность и атмосферу спектакля. Два часа театрального волшебства заворожили зрителей. По воле автора пьесы за это время зрители стали невольными участниками головокружительной интриги со свадьбами, судами, ревностью и примирением. Каждый, кажется, читал своего «Фигаро». Кто-то видел социальное осмеяние сильных мира сего, другой – комедию положений, третий просто смотрел хороший спектакль со счастливым концом. Не будем спорить с тем, что в вечной пьесе всегда скрыто нечто важное и кровное, близкое каждому человеку. Может, оно звучит для кого-то как любовное послание дорогому любящему сердцу, как память о любви, хранившей их в житейской суете, как вечный завет верности: «Ну, что, моя бесценная, ты довольна? И ты будешь меня любить меня..? – Очень».
Пока есть зритель и актер, свет театральных рамп останется магическим, высвечивая в нас то, чем мы полны и чем мы хотим делиться.
Булгун Гаряева