Калмыкия заканчивает 2022 год с хорошими результатами в основных производственных отраслях – строительстве, транспорте и дорожном хозяйстве. Мы собрали главные достижения в этих сферах, которые, несомненно, стоит подсветить, прощаясь с этим очень непростым и по-настоящему трансформационным годом и обозначая планы на будущее.
Дороги становятся лучше и современнее
Одна из хороших новостей – наша республика вошла в число лучших регионов по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Такую высокую оценку нашему региону озвучили первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко и заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин, вручая главе республики Бату Хасикову диплом за прогресс в работе региональной проектной команды по реализации отраслевого нацпроекта.
Согласно информации Минстроя РК, в 2022 году приведено в норматив 130 км региональных дорог, тогда как в прошлом году было улучшено 93 км. Прогресс в 40 %, в самом деле, выглядит впечатляюще и наглядно свидетельствует о действенной поддержке федеральным центром планов властей региона по благоустройству дорог, ждавших этого десятилетия.
Также в этом году Калмыкия в числе первых среди субъектов РФ разработала и утвердила программу дорожной деятельности на 2023-2027 годы. В рамках меморандума о взаимодействии при реализации программы дорожной деятельности между правительством республики и Федеральным дорожным агентством до конца 2027 года будет приведено в нормативное состояние не менее 85 % республиканской опорной сети и 50 % общей протяженности региональных дорог.
Для реализации планов по ремонту дорог в республике в 2022 году благодаря отраслевому нацпроекту были приобретены два завода по производству асфальтобетонных смесей производительностью 160 тонн в час. Они установлены в поселке Улан Хол и в Элисте. Кроме того, закуплено 33 единицы и создано 20 рабочих мест. Во втором квартале следующего года обретут работу еще 40 дорожников.
«Благодаря таким проектам мы стараемся возвращать уехавших жителей республики. Также постоянно осуществляется общественный и парламентский контроль ремонта дорог и применения качественных материалов и технологий в рамках партийного проекта «Безопасные дороги», – отметил руководитель дорожного предприятия, индивидуальный предприниматель Михаил Богатов.
Федеральные трассы тоже планомерно приводятся в нормативное, с учетом современных требований, состояние. В этом году ФКУ Упрдор «Каспий» ввело в эксплуатацию после капитального ремонта участок с 129 по 137 км вблизи поселка Кировский в Сарпинском районе Калмыкии, расширив проезжую часть с двух до четырех полос. Выполнен большой комплекс работ: наряду с новой дорожной одеждой с сопутствующей инфраструктурой еще на двух отрезках появились разворотные петли с организацией переходно-скоростных полос и освещения, также обновлены две автобусные остановки, светодиодные светофоры и пешеходное барьерное ограждение. Эти преобразования позволили увеличить пропускную способность участка, сделав движение по нему более комфортным и безопасным.
Сейчас проводятся работы по капитальному ремонту 7-километрового участка в Кетченеровском и Целинном районах близ поселка Кегульта. Кроме того, проведены конкурсные процедуры по капитальному ремонту двух участков в Малодербетовском и Сарпинском районах.
В ближайшее время ФКУ Упрдор «Каспий» рассчитывает завершить разработку проектной документации по объектам капитального ремонта еще шести участков федеральных трасс в Кетченеровском, Сарпинском и Целинном районах с последующим переводом их в четырехполосный формат. Планируется, что до 2025 года более 55 км автодороги Р-22 «Каспий» (подъезд к г. Элисте) будут четырехполосными.
Жилищное строительство развивается уверенными темпами
В сентябре 2022 года Минстрой России отметил Калмыкию в числе 30 регионов страны, которые показали самые высокие результаты по темпам ввода жилья. Итоги года подтвердили результативность работы калмыцких строителей в этом направлении.
В рамках реализации регионального проекта «Жилье в Республике Калмыкия» в этом году введено в строй 115 тысяч 995 квадратных метров жилья. Общая площадь многоквартирных домов составила 15 тысяч 49 кв. м, индивидуального жилья – 100 тысяч 946 кв. м. При этом достигнутый показатель на 18 % больше планового годового значения и выше прошлогоднего результата на 11 %.Планомерно решается вопрос обеспечения жильем детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей. В 2022 году в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Республики Калмыкия» 21 житель из числа лиц данной льготной категории получил долгожданные квартиры. Кроме того, благодаря законодательной инициативе прокуратуры РК введена практика выдачи жилищных сертификатов детям-сиротам. С помощью этого механизма в этом году в регионе 67 человек обеспечены жилыми помещениями, тогда как по итогам 2021-го квартиры были предоставлены 27 сиротам.
Обманутые дольщики обрели надежду
Проблема обманутых дольщиков в Калмыкии стоит так же остро, как и повсеместно в стране. В последние годы в ее решении наметился сдвиг – на помощь властям регионов пришла корпорация «Дом. РФ». В республике уже наработан опыт выплат денежных компенсаций участникам долевого строительства по проектам, находившимся на стадии фундамента. Сложнее обстоит с инвесторами, чьи дома уже построены либо их готовность высока, но сдать их в эксплуатацию не представляется возможным в силу разных причин.
Как сообщил в недавнем прямом эфире заместитель министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии Дорджи Ильджирингов, в части недостроев, с которыми возникли проблемы, на сегодняшний день актуален только один объект – это дом № 50 в девятом микрорайоне Элисты. Его строительство возобновлено фактически с нуля. Застройщик, ООО «Ленрусстрой», работает в две смены – с 8 утра до 21.00, заняты порядка 60 рабочих-вахтовиков. На стройплощадке установлены четыре видеокамеры, работающие в режиме реального времени. Дольщики могут круглосуточно следить заходом работ на объекте. Планируемый срок сдачи дома – 1 июля 2023 года.
Что касается 80-квартирного дома № 92 по улице Клыкова, судьба которого не может решиться с прошлого года, там проблема в том, что жители приняли решение по достройке дома за счет собственных средств. Позиция Минстроя такова – объект необходимо завершить строго в соответствии с проектной документацией. ПСД должна пройти строительно-техническую экспертизу, на основании полученного заключения следует выполнить все указанные в нем работы, с учетом подвода коммуникаций.
По поводу замершего строительства дома по улице Гагарина, который возводит ЖСК «Театральный», отраслевым ведомством также были высказаны замечания. При проектировании не были учтены требования Госпожнадзора – там узкие пожарные проезды и не выдержано расстояние от стены административного здания, поэтому строительство может быть продолжено только после устранения всех нарушений.
Калмыкия развивает маршруты на земле и в воздухе
За последние годы в регионе многое сделано по развитию транспортного сообщения – воздушного и железнодорожного. Также проводится работа по реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг», строительства морского порта в Лагани и речного причала в поселке Цаган Аман, отметил в ходе прямого эфира заместитель председателя правительства республики Наран Кюкеев.
Воздушный транспорт
По состоянию на 2020 год в сравнении с 2016 годом количество рейсов выросло в 2,7 раза, а пассажиропоток – в 6 раз, достигнув охвата в 80 тысяч пассажиров в год. В 2021 году был достигнут порог уже 97 тысяч, и в 2022-м рассчитывали увеличить рост пассажиропотока до 130 тысяч человек. К сожалению, ограничение полетов в связи с началом СВО помешало воплощению этих планов. Как только небо откроется, регион будет готов наверстать упущенное.
Уже разработана схема движения на 2023 год, в нее входят основные направления – Москва, Санкт-Петербург, также включены Минеральные Воды, Казань, Симферополь, Краснодар и Сочи. Аэропорт Элисты готовится к работе в новых условиях. Инвестор – компания «Новапорт холдинг», являющаяся «дочкой» крупнейшего российского холдинга «Аэропорты большой страны», проводит сейчас модернизацию аэропортового хозяйства. Она включает в себя капитальный ремонт аэровокзала и приобретение оборудования. Проходимость аэропорта увеличится с 50 до 100 человек в час, он сможет принимать и обслуживать одновременно два самолета. Работу планируется завершить в 3-4 квартале 2023 года.
Ж/д транспорт
Если говорить о железнодорожном сообщении, то здесь также видна работа, проведенная правительством республики в развитие подписанных в прошлом году на Петербургском экономическом форуме соглашений с ОАО «Российские железные дороги».
Уже второй год действует маршрут поезда Элиста-Ставрополь-Краснодар-Анапа. Он показывает свою востребованность: если в 2021 году по нему перевезено около двух тысяч пассажиров, то за летний сезон 2022-го на курорты съездили свыше 4,5 тысячи человек. Компания пошла навстречу просьбам жителей Калмыкии, увеличив количество вагонов с трех до четырех плацкартных. Если будет устойчивый спрос, и вагоны будут заполняться на 70 %, то руководство компании готово увеличивать и дальше.
Свою лепту в расширение транспортных возможностей внес и турпоезд «Цветущая степь», который два года подряд привозил туристов в Элисту в дни празднования Фестиваля тюльпанов. Увидев большой интерес к этому направлению, РЖД в апреле запустил уже два поезда.
В 2023 году маршрут продолжит действие. Уже открылись продажи круизных туров по маршруту Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва (4 дня / 3 ночи) с 14 по 17 апреля и с 21 по 24 апреля. В составе поезда современные вагоны (купе, СВ и Люкс) с кондиционером и душем. Время стоянки в Элисте увеличено, и теперь туристы смогут дольше пробыть в Калмыкии и увидеть больше интересного.
Кроме того, с руководством РЖД обсуждался вопрос о расширении железнодорожной инфраструктуры в Калмыкии. Планируются работы по реконструкции железнодорожных переездов, замене рельсов, шпал и т.д. Также будет проведен ремонт железнодорожного вокзала Элисты, станций Улан Хол и Артезиан.
Межмуниципальные пассажирские перевозки
В части внутриреспубликанских автобусных маршрутов имеются определенные проблемы, признал вице-премьер Наран Кюкеев. Есть участки дорог, где проблема транспортного сообщения между поселками и Элистой решается за счет транзитных автобусных маршрутов. В этом плане повезло жителям Городовиковска, Яшалты, Малых Дербет, Садового и Кетченер.
Раньше ходили автобусы из столицы в Цаган Аман, Лагань. Но в силу ряда причин, в том числе увеличения личного автотранспорта у населения, а также из-за развития автосервисов типа Бла-бла-кар, Попутчики, некоторым людям удобнее пользоваться такси от дома до дома, чем идти куда-то на автовокзал и садиться в автобус, тем более если нужно уехать срочно.
Вариантом решения этой проблемы стало приобретение с помощью КТК-Р и передача Черноземельскому району трех автобусов «ГАЗель Некст». Сейчас местные власти оформляют документацию на них и обещают, что в скором времени возобновится движение по маршрутам Джалыково – Лагань – Комсомольский – Элиста и Артезиан – Комсомольский – Элиста.
Остается решить вопрос с организацией автобусных маршрутов из Цаган Амана и Большого Царына. Об экономической эффективности тут говорить трудно, поэтому участие республиканского центра не представляется целесообразным. Власти муниципалитетов должны предложить свои варианты решения ситуации. Равно как и относительно организации работы общественного транспорта внутри районных центров.
Что касается проблемы с муниципальным пассажирским транспортом в столице, то в Элисте вопрос упирается в дефицит единиц автобусного парка. В декабре прошлого года были приобретены 10 новых автобусов «ГАЗель Некст». Недавно по инфраструктурному бюджетному кредиту приобрели еще десять автобусов, которые выйдут на маршруты в ближайшее время.
Морскому порту быть?
Не снят с повестки дня и вопрос участия Калмыкии в реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг». Лагань является оптимальным местом на севере Каспия для организации трансконтинентальных железнодорожных, автомобильных и морских перевозок с обеспечением максимального сокращения стоимости и сроков доставки грузов.
Как сообщили в правительстве Калмыкии, Федеральным агентством морского и речного транспорта рассмотрено «Ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования в строительство нового морского порта в районе г. Лагань, Республики Калмыкия» и согласована реализация первого этапа проекта мощностью 12,5 млн тонн в год. В Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта включено мероприятие по строительству морского порта в районе г. Лагань.
В настоящее время прорабатываются потенциальные риски реализации проекта и предложения по их устранению. Также готовится технико-экономическое обоснование для рассмотрения предложения по строительству паромной переправы.