Депутаты Народного Хурала заслушали доклад правительства на эту тему
В рамках контрольных полномочий парламента в ходе 33-й сессии Народного Хурала депутаты заслушали доклад правительства «О положении детей и защите их прав в Республике Калмыкия». С подробной информацией выступила министр образования и науки Булган Ангирова.
Как отмечено в докладе, по состоянию на начало 2022 года численность детского населения в Калмыкии составляла около 63,7 тысячи человек, из них в Элисте проживают 27, 6 тысячи. Правительством Калмыкии проводится целенаправленная работа по улучшению положения детей, защите их прав и законных интересов. Безусловным приоритетом сохраняется поддержка семей с детьми: только за прошлый год объем расходов на эти цели составил 2 млрд 411,3 млн рублей, общее количество получателей – 37,5 тыс. человек.
В 2022 году в республике капитально отремонтированы здания 17 школ и гимназий, а также в Элисте возведены четыре пристроя к действующим учебным заведениям на 825 мест. В шести сельских школах проведен капитальный ремонт спортивных залов. В общеобразовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональной программы «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» создано 1916 новых мест.
Так же целенаправленно в регионе ведется работа по созданию благоприятных условий для полноценного обучения детей-инвалидов. В республике насчитывается 1644 ребенка-инвалида, в том числе пятьсот детей со статусом «ребенок с ОВЗ», которые посещают образовательные организации и обучаются по индивидуальным программам, в том числе на дому. Программы инклюзивного образования реализуются в четырех коррекционных общеобразовательных школах-интернатах, 31 средней школе, пяти детских садах и трех организациях дополнительного образования.
В период летней оздоровительной кампании в прошлом году организован отдых для 7641 учащихся: в пяти стационарных лагерях отдохнули 1400 детей и 6241 ребенок провел смену в 92 лагерях дневного пребывания при школах. Отличившиеся в учебе, спорте и общественной работе ученики в периоды школьных каникул выезжали на отдых в детские лагеря за пределы республики. Такая возможность была предоставлена 331 школьнику, в том числе было выдано 160 путевок в федеральные детские лагеря.
По состоянию на начало 2023 года в Калмыкии на учете муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 88 детей, в органах опеки и попечительства – 347, устроены на воспитание в семьи 65. Размер единовременного пособия при всех формах устройств детей, лишенных родительского попечения, составил 22 543 рубля, эти средства выплачены 15 родителям, принявшим 22 ребенка.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одной из наиболее сложно решаемых социально-значимых проблем в республике, но ситуация постепенно улучшается. За последние пять лет было предоставлено жилье 315 лицам из этой категории, в том числе в 2022 году по договорам соцнайма предоставлено 21 жилое помещение. Также исполнены обязательства по судебным решениям в отношении двух детей-сирот на общую сумму 975 тысяч рублей. Сегодня в реестре Минстроя РК остаются неисполненными пять судебных решений.
Кроме того, в республике практикуется альтернативный способ обеспечения жильем детей-сирот из сводного списка, не имеющих судебных решений, в виде выдачи жилищного сертификата. В прошлом году с помощью этого механизма улучшил свои жилищные условия 51 получатель из 59 льготников, изъявивших желание воспользоваться данным правом.
Информацию, озвученную руководителем профильного министерства, депутаты приняли к сведению, но вместе с тем не преминули задать вопросы, волнующие их лично, а также избирателей, которые к ним обращаются с наказами. Так, были высказаны резонные замечания относительно несоответствия уровня заработной платы учителей и воспитателей в Калмыкии, фигурирующих в отчетах Минобра и органов статистики (а они выглядят впечатляюще, в районе 32-36 тысяч рублей, как средняя номинально начисленная зарплата по региону) реальным получкам педагогов. То, что эти цифры гораздо ниже статистических, легко проверить путем расспросов их самих. Но, похоже, это вопрос риторический. Что касается критики по поводу того, что в детсадах убогий инвентарь, его вынуждены обновлять за счет родителей и на личные средства воспитателей и нянечек, да и мебель давно не обновлялась, то тут Булган Ангирова смогла дать ответ.
«Сейчас реализуется программа капитального ремонта школ, благодаря которой обновляется также мебель в кабинетах и учебное оборудование. И в ближайшем будущем планируется программа капремонта детских садов. Будем надеяться, она начнет реализовываться уже со следующего года и нам удастся обновить мебель и инвентарь в детсадах. Сейчас мы над этим работаем, собираем сведения от дошкольных организаций, на основе которых будет составлена общая заявка на финансирование от региона», – сказала министр образования и науки РК.В числе высказанных парламентариями замечаний и предложений прозвучал ряд конструктивных идей. В частности, по их мнению, в контексте большой и ответственной работы по модернизации школ, которую с прошлого года проводят власти региона, необходимо сделать выводы, чтобы больше не допускать ошибки на этапе проектирования и при строительстве объектов. Также желательно было бы подумать о введении в штатное расписание школ после капремонта должности инженера по эксплуатации и технике безопасности, ведь там теперь и новое оборудование ставят, и современные технологии в столовых применяют, и все такое прочее.
Несомненно, заслуживают внимания и советы опытного управленца в сфере образования Бадмы Салаева. Ректор Калмыцкого госуниверситета считает, что в нашем аграрном регионе с учетом потребностей в обеспечении продовольственной безопасности страны повышается актуальность массовой подготовки кадров для сельского хозяйства. Имеется в виду и увеличение набора на востребованные рынком труда специальности в организациях начального профессионального образования, и открытие аграрных классов на базе сельских школ, для чего потребуется работа по привлечению и закреплению педагогических кадров в селах республики. А КалмГУ как главная кузница кадров со своей стороны делает все возможное для качественной подготовки у себя таких специалистов, сказал Бадма Салаев.
Фото: Николай Бошев