Новая индустриализация, как и сильная экономика, невозможна без трудоспособного и здорового населения. Об этом будет идти речь на Московском экономическом форуме, который состоится в начале апреля.
Что нужно сделать для увеличения продолжительности жизни и снижения смертности россиян, рассказывает доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
– Гузель Эрнстовна, как население оценивает качество оказываемых медицинских услуг?
– По данным социологического опроса, проведенного еще до пандемии коронавируса, 79 % респондентов заявили, что не удовлетворены уровнем здравоохранения. Остальные 21 % отвечающих на вопросы довольны качеством медицинских услуг. За время пандемии мнение населения, скорее всего, не изменилось.
Одна из главных причин недовольства населения – дефицит медицинских кадров, особенно в первичном звене, на селе и в малых городах. Нехватка врачей и медсестер – результат оптимизации 2012 года. За 6 лет было сокращено 46 тыс. врачей и 160 тыс. стационарных коек по всей стране. Государственное финансирование уменьшилось на 4 % в реальных ценах.
Оплата труда в регионах страны в пятикратном размере отличается от зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге. Более чем в половине регионов России врачи получают оклад (без дополнительных премий и выплат) менее 23 тыс. руб, а медсестры – менее 12 тыс.руб. ежемесячно. Неудивительно, почему специалисты переезжают в мегаполисы. В результате в других городах врачей в полтора-два раза меньше, чем требуется по нормативам. При этом количество пациентов, нуждающихся в квалифицированной медицинской помощи, в них больше, так как здоровье населения в этих регионах, как правило, хуже.
Следствие низкой оплаты труда медиков – переработки, большинство из них, чтобы заработать на жизнь, вынуждены трудиться на 1,5 – 2 ставки. Переработки снижают работоспособность медицинских работников и повышают риски врачебной ошибки, цена которым – жизнь и здоровье людей. Вдобавок многие уходят из отрасли, еще больше снижая доступность медицинской помощи.
Именно наличие квалифицированного персонала обеспечивает доступность бесплатной медицинской помощи. Ни новые фельдшерско-акушерские пункты, ни отремонтированные поликлиники и больницы, ни машина скорой помощи, ни самое современное и высокотехнологичное оборудование, которое, несомненно, нужно и важно, не способно вылечить больного без врача.
– Какой выход из этой ситуации?
– В конце прошлого года медицинское сообщество обратилось в Совет по правам человека при Президенте России. 7 декабря глава государства увеличил оплату труда наиболее дефицитным категориям медицинского персонала, выделив на это 150 млрд рублей. По нашим подсчетам, требуется еще минимум 600 млрд рублей для того, чтобы в сферу здравоохранения привлечь новых работников, которые снизят нагрузку на уже функционирующий штат.
– Еще одна проблема – низкая обеспеченность лекарственными препаратами. Можно ли ее решить?
– В России лекарства могут бесплатно получить только льготные категории населения. На это ежегодно выделяется 250 млрд руб. За рубежом медицинские препараты выдаются всем нуждающимся по рецепту врача. Данная практика позволяет лечить заболевания в амбулаторных условиях и предотвращать развитие осложнений. Чтобы перенять такой опыт, нужно увеличить финансирование по данной статье расходов в 2-2,5 раза.
– Почему тема здравоохранения обсуждается на экономическом форуме?
– Здравоохранение хронически недофинансировано. До 2019 года государственные расходы на медицину составляли примерно 3 % от ВВП, в то время как в странах Восточной Европы – 5 %, а в западной – 10 %. В 2020-м и 2021-м годах правительство дополнительно направило суммарно около 2 трлн рублей на реализацию национальных проектов и борьбу с коронавирусной инфекцией. В результате финансирование здравоохранения достигло 4 % от ВВП. Этого показателя тоже недостаточно, если мы говорим о достижении национальной цели по повышению продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году (а это на 8 лет больше, чем сейчас).
Казалось бы, здравоохранение убыточно для государства, но это большое заблуждение. Первое и самое главное – медицина спасает жизни и сохраняет здоровье людей, в том числе трудоспособных граждан, которые регулярно пополняют казну страны. Второе – рост зарплаты 4 млн работников бюджетной сферы повысит покупательскую способность населения. Далее – увеличение потребления лекарств, увеличение объемов помощи способствует развитию медицинской и фармацевтической промышленности. Таким образом, здравоохранение – это не только строка госрасходов, но и прибыль, которую финансово-экономический блок не видит. Эксперты Высшей школы организации и управления здравоохранением посчитали, что на каждый вложенный в здравоохранение рубль государство получает 7 рублей в виде предотвращенного ущерба от утраты трудоспособности, инвалидности и ранней смертности.
– Может ли общественное мнение повлиять на экономическую политику?
– Общественное мнение способно влиять на ситуацию в стране. Так, нам удалось добиться принятия решения о повышении зарплаты дефицитной категории медработников. Это долг экспертного сообщества – давать грамотные предложения и настаивать на их внедрении.