В четверг, 15 сентября, состоялась 24-я сессия Народного Хурала (Парламента) Калмыкии. В ее повестку было включено 12 основных вопросов, по ним депутатами приняты соответствующие законопроекты, причем некоторые подробно и всесторонне обсуждены, так как затрагивали жизненно важные темы.
В частности, такой актуальной темой стало рассмотрение в рамках «правительственного часа» комплекса мер, принимаемых властями региона для обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального значения в республике и Элисте. С этим связаны и принятые депутатами поправки к закону РК «О нормативах отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований Республики Калмыкия», согласно которым бюджеты муниципальных дорожных фондов увеличатся в полтора раза.
Как отметил министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Кирилл Ботов, в последнее время в дорожной отрасли региона наметились значительные позитивные сдвиги. Во многом это связано с созданием в 2011 году Дорожного фонда РК, а в 2014-м – муниципальных дорфондов, которые образованы в 55-ти МО, подчеркнул министр.
Протяженность дорог общего пользования в республике составляет 4 тыс. 553 км, из них 628 км – федерального значения, 1 тыс. 216 км – регионального и 2 тыс. 709 км – муниципальные.
Автодороги – это практически единственный доступный для населения способ передвижения в регионе. При этом на сегодняшний день 110 сельских населенных пунктов республики не имеют подъездных путей к ним с твердым покрытием и тем самым лишены надежной связи с региональной сетью дорог. Работа в этом направлении все же ведется – за последние четыре года построено семь подъездов к населенным пунктам общей протяженностью 21,3 км.
В целом за два с половиной года существования муниципальных дорожных фондов в республике ими аккумулировано денежных средств в общем объеме около 130 млн рублей. По плану на 2016 год ожидается поступление 62,2 млн. Все они расходуются по основному назначению – ремонт и содержание дорог местного значения.
Из Дорожного фонда РК на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство новых автодорог регионального значения было направлено в общей сложности 596, 4 млн рублей, из них 212,2 млн в 2015 году и 394,2 – в 2016-м. Так, в прошлом году завершена ранее начатая реконструкция автодороги Яшкуль-Комсомольский-Артезиан (на участке между первыми двумя населенными пунктами введено в эксплуатацию 3,926 км дороги), а в конце августа текущего – строительство двух дорог к сельским населенным пунктам – поселков Хомутников и Южный Ики-Бурульского района общей протяженностью 5,2 км. 2-километровый подъезд к с. Дружное Городовиковского района планируется сдать в эксплуатацию до конца сентября, сообщил К. Ботов. Кроме того, добавил он, в течение ближайших двух недель планируется начать нанесение дорожной разметки на всех асфальтированных дорогах республики.
По словам министра, не остаются без внимания вопросы улично-дорожной сети Элисты, развитие которой значительно отстает от темпов автомобилизации. В столице 638 улиц протяженностью 293 км, из них 160,2 км покрыты асфальтом, 11,3 – с щебеночным покрытием и 121,5 – грунтовые. В соответствии с разработанным профильным министерством проектом Концепции развития дорожного хозяйства РК на период 2016-2020 гг. предусмотрены мероприятия по ремонту улично-дорожной сети города.
Ремонт дорог в столице решено начать с тех объектов, по которым не требовалось проектно-сметной документации, пояснил Ботов. Это, в частности, центральные улицы
Ленина, Клыкова, Бимбаева, южный подъезд к городу, включая ул. Кирова. Комплекс работ здесь включает в себя замену асфальтного полота, бордюров, установку светофоров и пр. На ремонт вышеуказанных улиц и других, внесенных в план работы МБУ ДУ «Элиста-Автодор» на 2016 год, общей протяженностью 14 км, выделено 200 млн рублей.
К слову, муниципальный дорожный фонд г. Элисты, как и дорожные фонды остальных муниципалитетов, где они созданы, ожидает существенное пополнение. Подробную схему данной новеллы изложила замминистра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Наталья Ошланова. По ее словам, согласно предлагаемым поправкам к закону РК «О нормативах отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований Республики Калмыкия», увеличение бюджетов муниципальных дорфондов произойдет за счет роста с 10 % до 15 % нормативов. Полученные дополнительные средства, а это порядка 31,1 млн рублей, будут направлены на реализацию мероприятий по ремонту и содержанию муниципальной дорожной сети. В абсолютном выражении сумма, на которую станут ежегодно увеличиваться местные дорфонды, составит около 93 миллионов.
Учитывая, какая это важная тема, а также то, что новый механизм наполнения бюджетов муниципальных дорожных фондов не потребует финансовых затрат из ресбюджета, депутаты Народного Хурала единогласно утвердили данный законопроект.
Парламентарии подняли ряд проблем, актуальных для жителей тех или иных районов республики. В частности, сложившуюся ситуацию в дорожных управлениях Яшалтинского и Городовиковского районов. Ответ по данному вопросу профильного министра был положительный – однозначно, бросать на произвол судьбы данные отраслевые подразделения никто не собирается. Что касается задолженности по зарплате перед работниками этих предприятий, то на сегодняшний день дебиторка закрыта. Другое дело – как спасать. Как считает Кирилл Ботов, прежде всего эти предприятия должны сами о себе позаботиться – им нужно мобилизоваться и участвовать во всех проводимых тендерах. Не обязательно заходить на объекты в качестве генподрядчика, можно заработать свою копейку и на условиях субподряда
Именно так в свое время поступил коллектив Ики-Бурульского ДУ, который взял субподряд на ремонте дороги Чолун-Хамур – Ики-Бурул и, выполнив работу качественно и в срок, сумел заработать и вылезти и многолетней долговой ямы.
Еще одной проблемой, волнующей народных избранников в контексте поднятой дорожной темы, является плохое качество межпоселковых дорог. Так, Бадма Салаев переживает о том, что в Ики-Бурульском районе, откуда он родом, при ремонте полотна от Чолун-Хамура до райцентра остается семикилометровый участок с грунтовым покрытием, до которого у дорожников никак не дойдут руки. Министр заверил, что пока заасфальтировать его не представляется возможным, но обслуживать дорожники будут в любом случае.
Обидно и то, что там, где положен новый асфальт, транзитные большегрузы очень скоро вновь приводят его в негодность. Есть ли на них управа? Нужно, чтобы в республике, которую вдоль и поперек насквозь пересекают дагестанские и прочие иногородние КамАЗы, стояло как можно больше пунктов весового досмотра. И вообще, какой доход они приносят в региональный бюджет?
По словам Ботова, такая статистика ведется. К примеру, за 2015 год сумма доходов в виде сборов за превышение нагрузки на наши дороги составила порядка 8 млн рублей. Власти Калмыкии неоднократно ставили перед федеральным правительством вопрос о том, чтобы передать на федеральный уровень участки региональных дорог, по которым проходит сильно груженый транзитный транспорт. Пока безрезультатно. Росавтодор выдвинул условие: если республика сможет довести техническое состояние своих дорог до стандартов третьей категории, тогда, мол, пожалуйста, рассмотрим это.
Отвечая на вопрос депутата Эрдни Гагуева, который обратил внимание на проблему фактического отсутствия в регионе придорожной инфраструктуры, в первую очередь освещения вдоль трасс, министр сообщил, что в планах у них увеличить количество солнечных световых панелей, используемых вдоль дорог (такие недавно поставили в Элисте по улице Ленина), установить их также на трассах за пределами города. Кроме того, запланировано оснастить улицы столицы светофорами на сумму почти 10 млн рублей.
Фото Евгения Хорошева