В заключительные дни Фестиваля, 27 апреля, в концертном зале КалмГУ состоялся концерт-беседа известного российского пианиста Вадима Пальмова. Для поклонников классической музыки стало дорогим подарком исполнительское мастерство пианиста и доверительная беседа с залом.
Вадима Игоревича ждали на юбилейные мероприятия к 150-летию со дня рождения основателя Национального музея РК Н.Н. Пальмова. Но он решил приурочить приезд к фестивалю национальной музыки. Не воспользоваться приглашениями потомок Николая Пальмова не мог.
«Калмыкия для меня – особое пространство. Это очень дорогая для меня история, – сказал Вадим Игоревич, переждав долгие и бурные аплодисменты. – О Николае Николаевиче мне рассказал мой дед Константин Ильич в 1972 году. Они были двоюродными братьями. Все они родились и жили в Астрахани. Затем дед с семьей перебрался в Санкт-Петербург. Судьба, жертвенное служение своему отечеству, долгу ученого Николая Николаевича меня глубоко тронули, его смерть потрясла – он умер по дороге на службу в 1934 году. Мы, потомки Николая Николаевича, были в Элисте в 2010 и в 2017 годах. Я должен был быть в Калмыкии в этот юбилейный год своего предка. И для меня, потомка Николая Николаевича, который служил истории калмыцкого народа, было честью принять участие в фестивале национальной музыки им. Петра Чонкушова. По условиям фестиваля я должен исполнить его произведение. В начале года мне прислали приглашение и партитуру фортепианного концерта Чонкушова. Завтра на фестивале я исполню мою версию этого концерта. Современная редакция не затрагивает замысла композитора, это касается только технических фактурных вещей». Что ж, он верен себе, в одном из своих интервью В. Пальмов сказал: «Хорошая музыка растет во времени и нуждается в новом произнесении».
На фестивале в зале Колледжа искусств им. П.О. Чонкушова Вадим Пальмов потряс виртуозным исполнением концерта Чонкушова, экспрессией и своей харизмой – он мощно втянул сводный оркестр фестиваля в пространство своей игры. Глубоко, до слез, тронул слушателей сокровенными словами в память о Николае Джамбуловиче Санджиеве, который был близок ему своей преданностью родной культуре, харизмой, обширными знаниями, своей неординарностью. Памяти Николая Джамбуловича он посвятил исполнение «Арии» Вадима Бибергана.
Возвращаясь к концерту-беседе «MUSIC IS LIGHT», отметим, что в разговоре со зрителями Вадима Игоревича была очевидна его трогательная преданность, верность друзьям, благодарность педагогам – ушедшему Натану Перельману и здравствующему Вадиму Бибергану. Он часто с любовью ссылается на их слова, следует их примеру: «Почему концерт «MUSIС IS LIGHT»? Потому что, как говорили мои учителя, что когда устаешь от высокой музыки – попадешь в плен пленительной музыки (пианист исполнил произведения Шопена, Гаврилина, Бабаджаняна – Ред.). Почему беседа – потому что Монтень говорил об обучении через беседу как самом действенном методе». Педагог Вадим Пальмов, высоко ценя труд своих учителей, следует их завету воспроизводить искусство в своих учениках, а иначе оно исчезнет. Он высоко ценит, работая также за рубежом, российскую школу преподавания: «Да, она палочная и принудительная, но она выращивает артистов, а не слушателей, в отличие от европейской школы. Подлинное искусство – это труд».
То, что душа артиста Пальмова трудится день и ночь, подтверждает еще одна его ипостась – литературная. Слушателям концерта он представил автобиографическую книгу «Три четверти в разных темпах» и зачитал отрывки из книги «Семечки», прокомментировав при этом: «Радуюсь, когда находится эмоционально точная формулировка».
Зрителям была приятна внимательность Вадима Игоревича к людям. Он поблагодарил не только организатора его приезда, основателя проекта «Зурачи» Викторию Инджикову, ведущую Ирину Долгину, но и актера Эренцена Авяшкиева (режиссера концерта), вспомнив его роль в спектакле «Будда». Поразительное по эмоциональности выступление многогранного Пальмова вызвало восторг. В числе восторженных зрителей были заместитель Председателя правительства Калмыкии Наран Кюкеев, министр цифрового развития РК Алексей Этеев, главы РМО. А один молодой человек признался впоследствии корреспонденту «Степных вестей»: «Я всю неделю был под впечатлением этой беседы и концерта. Даже сильнее, чем после концерта Спивакова!».
Булгун Гаряева