С 1 октября в России будут введены ограничения на параллельный импорт автомобилей
В Минпромторге уже подтвердили, что в правилах параллельного импорта машин возможны изменения, в результате которых ввозить премиальные модели, такие как Geely, Hongqi, Voyah станет сложнее.
Однако у тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, появится возможность запретить серый импорт. Сейчас такие машины завозятся небольшими компаниями и стоят дешевле, чем в официальных автосалонах.
Напомним, что параллельный импорт авто в Россию был запрещен еще в 2009 году. Однако после введения обвальных антироссийских санкций в 2022 году и ухода с российского рынка многих зарубежных поставщиков машин и запчастей к ним, что создало серьезные проблемы нашим автомобилистам, он был вновь разрешен.
В апреле 2022 года Министерство промышленности и торговли России опубликовало перечень товаров, которые можно ввозить на территорию нашей страны без разрешения правообладателя. В категорию «средства наземного транспорта» попали такие известные автомобильные марки, как Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infinity, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti. Без оглядки на правообладателя в Россию можно также ввозить автомобили и запчасти брендов Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan.
Параллельный импорт – не панацея
Параллельный импорт ни в коем случае нельзя рассматривать как полноценную альтернативу официальному ввозу высокотехнологичной продукции, к разряду которой относится и продукция автопрома. Это временная мера и действовать она будет до 1 февраля 2024 года. Параллельный импорт полон рисков, в том числе потому, что качество товара зачастую не гарантировано, за дефекты, за неправильные технологические решения производитель ответственности не несет. К тому же цены на товары «серого» импорта растут.
Всплеск цен на импортные автобренды наблюдался еще в конце июля. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин ожидает, что новый виток роста случится осенью – из-за ослабления рубля и повышения утилизационного сбора.
По мнению руководителя проекта «Автомаркетолог» Олега Мосеева, подорожание затронет не только параллельный импорт, но и автомобили китайских брендов (в том числе приходящие по параллельному импорту), а также марки с высокой долей российской сборки и такие отечественные бренды, как Lada.
К слову, машины по параллельному импорту будут дорожать быстрее, чем поступающие по официальным каналам или производимые внутри страны, считают эксперты автомобильного рынка.
Три пути на шоурум
При ввозе автомобиля в Россию для физических лиц имеются два основных способа прохождения таможни: можно оформить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), либо получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Первый способ дешевле и проще, второй – дороже и сложнее. Однако при оформлении СБКТС нельзя завозить больше одного автомобиля и продавать его раньше, чем через год. А вот ОТТС действует в отношении не одного автомобиля, а всей модели, что позволяет дилерам завозить машины массово. Но тут есть загвоздка: некоторые производители (например, китайские) вносят изменения в модельный ряд так часто, что оформлять ОТТС импортеру зачастую становится просто невыгодно.
С 2022 года действует третий, правда, не очень популярный способ оформления машины на таможне – через получение юридическим лицом Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС). ЗОЕТС оформить проще, чем ОТТС, для него не требуется согласия правообладателя. Попав на российский рынок, машина сразу же может быть продана клиенту в шоуруме. Одним из преимуществ ЗОЕТС был льготный утильсбор. Однако после введения с 1 октября новых правил на ввоз он будет повышен, что сделает этот способ оформления авто менее привлекательным.
Новая тенденция
После введения новых правил ввоза автомобилей в Россию по параллельному импорту под угрозой ограничений окажутся не только машины ушедших западных, японских и корейских брендов, но и китайские автомобили премиум-класса. Пока китайские премиальные автомобили, завозимые по параллельному импорту, стоят как минимум на миллион дешевле, чем поставляемые официально.
Эксперты считают, что после 1 октября резких изменений в параллельном импорте не произойдет, хотя в связи с новыми правилами возможны недопонимания между импортерами и работниками таможни. Очевидно другое: четко определяется тенденция на сокращение альтернативных поставок импорта. В конце концов останутся только официальные.