Если же огонь погас – это перекрыли газ. И даже не перекрыли – перерезали подающую трубу, и теперь готовить не на чем. Жалобы подобного рода порой напоминают мольбы о помощи, мол, газовая компания АО «Газпром газораспределение Элиста» бесчинствует почем зря. Конечно, такой шаг со стороны монополиста мало кому понравится, и мы попытались разобраться с этим вопросом, параллельно затронув и другие, как нам показалось, не менее важные.
Начнем с того, что Республика Калмыкия во многом потребляет голубое топливо не свое, а питается из транзитной трубы. И, конечно же, не за бесплатно. В данном случае местное акционерное общество в числе прочих функций является передаточным звеном от добывающей компании к потребителям. То есть если имярек имеет задолженность, это означает что, в свою очередь, «Газпром газораспределение Элиста» становится должником перед Трансгазом. А долг потребителей на сегодня (вы только вдумайтесь в эту цифру) составляет нынче более 300 миллионов рублей. Вот так платим мы, жители республики. Положение АО, можно сказать, аховое, и недаром за последние четыре года здесь сменилось пять руководителей, что, согласитесь, ненормально. Сейчас предприятие возглавил молодой исполнительный директор Максим Романов, до этого работавший замом генерального в аналогичной компании в Вологде.
Почему вологжанина определили в Калмыкию? На самом деле Максим Николаевич родом из Ставрополья, а в Среднюю полосу России попал… Ну, как попал, назначили – и все! Полагаю, что калмыцкому АО срочно понадобился антикризисный менеджер, и выбор остановили на нем. Человек он грамотный, знающий, имеет хороший опыт работы в отрасли и вообще, я бы сказал, толковый парень. Во всяком случае, за время общения у меня сложилось такое впечатление.
Так вот, возвращаясь к нашему разговору. Я бы просто не поверил, однако цифры – вещь упрямая. Некоторые наши соотечественники накопили более чем 100-тысячную задолженность и, по всей видимости, их устраивает создавшееся положение. Для них вопрос «платить или не платить?» давно перешел в разряд абстрактных. Тот – 5 тысяч просрочил, тот – 25, а третий – 100 тысяч. И таких набирается более двенадцати тысяч. Подчеркну, это люди не бедные: двухэтажные коттеджи, дорогие авто… Неоднократные напоминания о платежной дисциплине не возымели действия; именно к ним тогда применяют крайнюю санкцию – ограничивают подачу газа.
Но бывают и исключения – некоторым абонентам, наоборот, реструктурируют долги, дополнительно заключая с ними договора рассрочки платежа. Все зависит от экономического достатка семьи, и здесь подход строго индивидуальный. Конечно, не всем это нравится, особенно тем, кому «сделали обрезание», да и в самой «конторе» тем, кому деятельность нынешнего начальства не по нутру. Они считают, что излишние поблажки только ведут предприятие к банкротству. Странная вообще логика: что лучше – получить частями, пусть и с опозданием, весь платеж, или же лишить человека возможности пользоваться самым дешевым топливом, создавая у него крайне негативное отношение к газовикам и провоцируя его к дальнейшей своеобразной экономии?
Немало в республике и своих «кулибиных», которые «химичат» со счетчиками – или просто останавливают их, либо же отматывают показания в обратную сторону. Это элементарное хищение, которое подпадает под соответствующую статью Уголовного кодекса.
Вот таким образом и образовался чудовищный долг, который лишает газовиков возможности поддерживать сети в надлежащем состоянии, что в конечном итоге может привести к остановке газоснабжения всех потребителей. Чтобы не допустить этого, им приходится договариваться с поставщиками, клясться-божиться, что народ наконец-таки «проникнется и осознает», что долги будут постепенно сокращаться.
А то вообще – объявят банкротом и расформируют единым росчерком пера. Хотя это вряд ли. Дело в том, что «Газпром газораспределение Элиста» – предприятие в некотором роде уникальное, объединяющее четыре функции в одном. Таких в России нет, и это, безусловно, положительный пример.
Так, в системе Газпром есть четыре направления деятельности: добыча, транспортировка, эксплуатация сетей и оборудования, а также поставка газа потребителям и расчеты с ними. Это в идеале. В Калмыкии же все эти ипостаси делегированы одной компании. Так вот, чтобы передать наше предприятие в тот же Ростов, где находится управляющая компания, его, в первую очередь, необходимо трансформировать на четыре составляющие, что подразумевает подготовку сотен и сотен новых документов, разделение бухгалтерских платежей, имущества и многое, многое другое. Да и технически это очень сложно. Ростову это надо? Так что коллектив может работать спокойно: никто не покушается на его независимость, а кулуарные разговоры следует считать не более чем необоснованными слухами для создания нездоровой обстановки.
Как писал пролетарский поэт Владимир Маяковский, «если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» А доброхоты, они, в конце концов, успокоятся.
В связи с этим, хочу отметить, что никто также не собирается массово увольнять людей, как некоторые «вангуют». Хозяйство-то все на месте, объемы работ сохранятся. Кроме Элисты есть еще десять эксплуатационных участков, которые нуждаются в обслуживании. Здесь просто нечего комментировать.
И вообще, 280 миллионов кубометров газа, потребляемые РК, – это капля в море в объеме Газпрома. Даже меньше. Мы нужны Ростову, который оперирует миллиардами кубометров, как пятое колесо в телеге.
Что касается добычи газа на территории Республики Калмыкия, приносящей, по словам оптимистов, колоссальные прибыли, то это не совсем так, вернее, совсем не так. В год предприятие добывает около 40 миллионов кубометров газа. Два месторождения – Ики-Бурульское (поставляет газ населенным пунктам Ики-Бурульского района) и Совхозное обеспечивает потребности в голубом топливе четыре района: Сарпинский, Малодербетовский, Юстинский и Октябрьский; излишки продают астраханцам. В планах – дальнейшее развитие и разработка этих месторождений.
Продолжается программа газификации республики. В обозримом будущем в поселках Хулхута, Молодежный появится современный вид топлива. Это, конечно, значимое событие в жизни людей. К сожалению, Калмыкия газифицирована только на 85 процентов, так что еще многие семьи обогревают дома кизяком, углем, дровами. Казалось бы, живем в ХХI веке, но здесь время как будто бы остановилось. Без газа, увы, остаются в основном малонаселенные пункты, и от этого никуда не уйти. Впрочем, чему удивляться: недавно смотрел телепередачу, оказывается, даже в Подмосковье местами наблюдается аналогичная картина.
Впрочем, будущее за автономным отоплением. Сейчас идет стойкая тенденция по сокращению крупных котельных; школы, детские дошкольные учреждения, больницы районов республики выбирают более современное оборудование, позволяющее и экономить газ, и поддерживать температуру в помещениях, подгоняя ее под внутренний комфорт.
Правда, сейчас у АО есть более насущные задачи. Как пояснил Максим Романов, сейчас они занимаются капитальным ремонтом скважин, чтобы месторождения работали в нормальном режиме. К примеру, если учесть, что глубина залегания газа на Совхозном месторождении достигает свыше трех километров, то можно понять: затраты требуются колоссальные. Это сложный технологический объект, требующий постоянного внимания. Кроме того, часть сетей, построенных в давние времена, выполнена из металла, в отличие от современных пластиковых. Так что нужен постоянный ремонт, замена пришедших в негодность магистралей. А самое главное – подготовка к новому отопительному сезону, которая сейчас идет полным ходом. Чтобы холода не застали врасплох, как это нередко бывает на российских просторах.
Фото Николая Бошева