Интернет-сервисы, стремительно набирающие популярность, меняют мир вокруг нас. Еще недавно трудно было представить, что электронные услуги придут в такую сферу, как пенсионное обеспечение. Сейчас как будущие, так и нынешние пенсионеры могут воспользоваться многими удаленными сервисами – в любое удобное время и без очередей. Поэтому первый вопрос «Степных вестей» к управляющему отделением ПФР по РК Владимиру Шургчиеву связан именно с онлайн-услугами Пенсионного фонда.
– Владимир Очирович, какие услуги ведомства жители республики могут получить дистанционно, не приходя в отделение ПФР?
– Необходимо отметить, что Пенсионный фонд ежегодно расширяет сферу предоставления услуг и переводит наиболее востребованные из них в электронный формат. Все интернет-сервисы ведомства объединены теперь на одном ресурсе (https://es.pfrf.ru). У него довольно удобная структура: он разбит не только по типу услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации. То есть далеко не для всех услуг нужно регистрироваться. К примеру, записаться на прием, выбрать клиентскую службу, направить обращение в ПФР можно и без регистрации. Если же услуги имеют отношение к персональным данным, то они доступны через наш главный сервис – личный кабинет гражданина, и тут необходима регистрация. Будущие пенсионеры в нем могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на заслуженный отдых, – оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать размер и обратиться за назначением пенсии. А кто уже получает – управлять ее доставкой и справками. В отдельную категорию вынесены сервисы по материнскому капиталу. И это лишь то немногое, что доступно через личный кабинет.
– Что делать в том случае, если, к примеру, я не согласна с данными, содержащимися в выписке из лицевого счета?
– Хочу отметить, что все представленные в личном кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые ПФР получил от работодателей. Копию сведений работник может взять у работодателя бесплатно. В случае несогласия с данными, человек должен обратиться к своему работодателю за их исправлением (уточнением). Причем чем раньше он узнает о своих сформированных пенсионных правах, тем меньше проблем возникнет при обращении за назначением пенсии.
– Как получить доступ к личному кабинету?
– Для этого, прежде всего, нужно пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или на сайте госуслуг. С недавнего времени в управлениях ПФР региона появились гостевые компьютеры, при помощи которых наши сотрудники окажут помощь при прохождении всех этапов регистрации на портале госуслуг: от заполнения анкеты до подтверждения личности обратившегося (эта услуга доступна во всех клиентских службах). Обязательно при себе нужно иметь паспорт и так называемую зеленую карточку (СНИЛС).
– Владимир Очирович, можно ли заранее узнать размер будущей пенсии?
– В личном кабинете можно воспользоваться усовершенствованной версией пенсионного калькулятора. Он учитывает уже сформированные пенсионные права в баллах и стаж, разъясняет порядок их формирования и расчет страховой пенсии, демонстрирует то, как на размер страховой пенсии влияют размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др. Пенсионный калькулятор состоит из двух блоков. Первый – это количество пенсионных баллов, уже начисленных гражданину, и продолжительность трудового стажа. В данные первого блока гражданин может добавить периоды службы в армии по призыву, отпуска по уходу за ребенком или инвалидом, если таковые были в его жизни. Пенсионные баллы и стаж при этом увеличатся. Второй блок – это моделирование своего будущего. Пользователь может выбрать, сколько лет он собирается работать, служить в армии или находиться в отпуске по уходу за ребенком, указать ожидаемую зарплату до вычета НДФЛ и нажать кнопку «рассчитать». Калькулятор вычислит размер страховой пенсии исходя из уже сформированных пенсионных прав и «придуманного» будущего при условии, что количество пенсионных баллов и продолжительность стажа будут достаточными для получения права на страховую пенсию.
– На сайте ПФР работает также кабинет страхователя…
– Этот сервис предназначен уже не для граждан, а для их работодателей и самозанятых плательщиков. С его помощью можно подготовить отчетность в ПФР, сверить платежку, сформировать реестр платежей, оформить платежное поручение и т. д. Главное преимущество, которое получает страхователь, – это возможность осуществлять большое количество операций дистанционно и в любое удобное для него время.
– А как часто жители нашей республики пользуются электронными сервисами ПФР?
– Отрадно, что они уже оценили их возможности. Так, с начала года в управлениях ПФР в районах и Элисте поступило почти две тысячи электронных заявлений на назначение пенсии и изменение способа ее доставки, получение сертификата на материнский капитал, распоряжение его средствами и т. д. С введением таких сервисов у наших клиентов теперь появилось больше возможностей обращаться к нам дистанционно, не собирать большое количество документов и не приходить за бумагами для получения других госуслуг. И еще один важный момент: современная информационная система позволит снизить объем ручного труда сотрудников ПФР и уменьшит поток граждан в клиентские службы.