В приснопамятные советские времена существовала такая организация – Комитет народного контроля. Да-да, именно с заглавной буквы, как и Отдел борьбы с хищениями социалистической собственностью (ОБХСС) – тоже, как вы понимаете, с заглавной. Этих контор все боялись, как черт ладана, и неизвестно даже, какую больше.
Первый выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов; второй, как правило, отправлял в места не столь отдаленные за махинации и растраты, спекуляцию, хищения и нецелевое использование государственных средств.
Сейчас существует Общероссийский народный фронт. По данным Википедии, ОНФ – это коалиция общественно-политических организаций, общественное движение, созданное в мае 2011 года по предложению Владимира Путина (на тот момент — председателя Правительства России) как «объединение на равных» разнонаправленных политических игроков с целью продвижения России вперед совместными усилиями. Его задачами декларируются контроль над исполнением указов и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией. Хотя на самом деле суть своей работы ОНФ определяет формулой «гражданская инициатива – сотрудничество – общественный контроль».
В Уставе же ОНФ, если отбросить словесную белиберду типа «содействие единению и взаимному доверию, сотрудничеству и гражданской солидарности во имя исторического успеха России, ее свободы, процветания, благополучия и безопасности», или же «укрепление социального партнерства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества, иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны», определены такие задачи как «поддержка и обеспечение прямого и постоянного диалога между гражданами и президентом страны, общественного мониторинга и гражданского контроля исполнения законов, президентских инициатив и иных приоритетных государственных решений и программ», а также «укрепление социального партнерства и гражданской взаимопомощи, поддержка общественной самоорганизации, социального творчества, добровольчества, иных созидательных гражданских инициатив по решению важнейших вопросов развития страны». Нет, не то! Вот, наконец, отделил зерно от плевел: «Содействовать развития России как страны современных стандартов качества жизни, заботы о природе и экологии, передовой инфраструктуры и обустроенной жизни всех российских пространств и регионов».
Хотя если быть предельно честным, в Уставе я не обнаружил никакой конкретики в целях или задачах «Народного фронта “За Россию”». На мой же взгляд, он впитал в себя функции советского Народного контроля и частично ОБХСС и, абстрагируясь от Устава, сам себе определил поле деятельности.
Как бы там ни было, одно из них – «Народная оценка качества», в ходе которого на днях был проведен мониторинг восьми районных больниц Калмыкии, в котором принял участие координатор проекта Виктор Рожков. На заседании круглого стола, проведенного ОНФ, Виктор Николаевич рассказал о всероссийских проблемах медицины, увы, имеющие место быть и в нашей республике, одна из которых – приобретение больными расходных материалов за свой счет, включая даже шприцы и бахилы. Понятно, что калмыцкому здравоохранению катастрофически не хватает средств, и дело Минздрава обеспечить доступность медуслуг по полной программе, как того требует законодательство. Однако есть проблемы, не требующие финансовых вливаний, что правильно отметил г-н Рожков – имеется в виду электронная запись на прием к врачу. Народофронтовцы отталкивались от примера Садовской райполиклиники, но проблема стоит гораздо шире: в Элисте – тоже самое.
Навести порядок в этом деле не так уж и сложно; достаточно скрупулезно продумать и определить алгоритм действия регистратуры. Попытаюсь это разложить по полочкам со своей колокольни, так что не судите строго.
Как известно, к каждому врачу планируется определенное количество посещений, что подкрепляется таким же количеством талончиков. На электронную запись это тоже должно распространяться, то есть на виртуального больного он (талон) тоже должен предусматриваться с указанием конкретного времени (плюс-минус несколько минут). Таким образом, упорядочится весь процесс записи. Но как же живая очередь, возникает вопрос? А ее вообще нужно упразднить. Вернее, ее могут занимать все желающие по остаточному принципу. Не по-человечески? Не знаю.
Я, например, всегда возмущался, что меня, взявшего билет на поезд в предварительной кассе за месяц заранее, просили (требовали) уступить место на нижней полке. Да с какой стати?
Электронная запись на регистрацию нечто подобное, и ей должен определяться приоритет. Не стоит кивать на то, что бабушки и дедушки не могут пользоваться компьютером и интернетом: у них полно молодых родственников, для которых это – не проблема.
Ну, ладно, я что-то отвлекся от основной темы.
Как пояснил «Степным вестям» Виктор Рожков, пока в рамках проекта предусмотрена инспекция организаций здравоохранения, однако в дальнейшем они планируют промониторить школы и детские сады. И члены местного отделения ОНФ постараются охватить все учреждения, откуда будут поступать жалобы.
Далее, уже в ходе заседания, он подчеркнул, что далеко не всегда к проекту «Народная оценка качества» активисты на местах подходят добросовестно, и в качестве подтверждения привел пример, когда для пятисот пятидесяти рязанских школ по итогам проверки были вынесены рекомендации просто под копирку. Бутафория чистейшей воды.
– Честно признаюсь, – продолжал он, – я не являюсь специалистом в сфере здравоохранения, и в этом как раз есть большая прелесть в независимой оценке качества как одного из инструментов общественного контроля за работой организаций в сфере здравоохранения.
В свою очередь, профильный министр РК Руслан Нагаев, согласившись с большинством замечаний, признал, что некоторые проблемы носят чисто организационный, управленческий характер на местах, и они вполне решаемы. А что касается набивших оскомину бахил, то Руслан Тапаевич категорически подчеркнул, что они ВЕЗДЕ должны выдаваться бесплатно, и любые оправдания на этот счет – не что иное, как детский лепет руководителя того или иного лечебного учреждения.
Еще министр акцентировал внимание на очень существенной проблеме, присущей именно медицине Калмыкии. В районных и сельских поликлиниках прием больных ведется, как правило, до обеда, после чего очередь рассасывается. Выходит, врач получает зарплату за простое пребывание на рабочем месте. Урезать ему оклад не позволяет закон, хотя, по логике вещей, можно просто перевести специалиста на полставки, а высвободившиеся средства перераспределить на нужный участок.
…Внимательно слушая дебаты, возникшие в ходе заседания круглого стола, никак не мог отделаться от назойливой мысли: вот сидит министр здравоохранения республики, уважаемый человек, руководители медучреждений. Перед ними – активисты ОНФ, не имеющие к медицине ни малейшего отношения, как, впрочем, к сельскому хозяйству, образованию, экономике… Да по большому счету ни к чему, разве что у отдельных лиц есть дипломы о высшем образовании. И солидные люди отчитываются перед ними, как нашкодившие пацаны.
Автор этих строк не против работы ОНФ – дело это нужное, полезное, в духе времени. На мой субъективный взгляд, после проверок, после мониторинга просто нужно подготовить подробные документы с выявленными недостатками и направлять их в соответствующие ведомства и организации, прослеживая впоследствии устранение недостатков. В случае игнорирования – обращаться в вышестоящие инстанции. А то, ей-богу, неловко становится от таких прилюдных разносов. Во всяком случае, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин такого, думается, не предлагал.
Фото автора