В Калмыкии внедряют систему альтернативного урегулирования споров, которая действует в России с 2010 года, но в регионах все еще недостаточно востребована.

Команда профессиональных юристов республики создала в Элисте автономную некоммерческую организацию «Служба медиации и помощи при банкротстве». Жители региона и юрлица могут обратиться к специалистам, в том числе на безвозмездной или льготной основе. Директор компании, медиатор и арбитражный управляющий Виктор Мацаков рассказал «Степным вестям» о запускаемых соцпроектах, преимуществах медиации и важности умения договариваться, а также поддержке тех, кто пострадал от IT-преступлений.

ЗАЧЕМ СРАЗУ В СУД, А ПОГОВОРИТЬ?

– Виктор Михайлович, что такое медиация и какие вопросы она помогает решать?

– Медиация – это внесудебная процедура урегулирования спора с участием посредника, то есть медиатора. С помощью своих знаний, умений и навыков он способствует урегулированию конфликтного спора между гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Любые споры – семейные, бытовые, имущественные, трудовые, экономические – медиация может разрешать вне рамок процессуального законодательства.

– Как вы сделали медиацию своей профессией?

– Я проработал десять лет в судебной системе в разных должностях и заметил, что любой спор можно было решить до суда и не портить отношения со своим оппонентом. Зачем конфликтовать, когда можно сесть и спокойно поговорить? В 2010 году я изучил закон о медиации, но на тот момент еще не видел себя в качестве медиатора. А в последнее время, видимо, уже с опытом, с возрастом все-таки созрел для этого. Решил пройти курс переподготовки и начать внедрять медиацию в нашей республике, поскольку, как мне кажется, от этого выиграют все. Сама по себе процедура медиации – в новинку не только в Калмыкии, но и в целом по стране. Новое всегда интересно даже в профессиональном плане, поэтому решил испытать себя.

– Как арбитражный управляющий вы работали и с юридическими, и с физлицами?

– Поправки о банкротстве граждан были внесены в 2015 году, поэтому это тоже относительно новая процедура. Раньше граждане не могли списать свои долги, такая возможность была только у индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств, юридических лиц. С 2015 года я начал заниматься этим направлением, тоже не было особой практики, люди об этом еще не знали, а только начинали узнавать. Сейчас они уже пользуются своими правами, и количество дел увеличивается не только в Калмыкии, но и в целом по стране.

– Ожидаете ли того же от медиации?

– Рассчитываю на это и пытаюсь внедрить в сознание наших жителей, что помимо суда есть еще альтернативные способы урегулирования споров, где каждая из сторон может контролировать процесс, ставить вопросы, которые необходимо обсудить, и выработать решение. В суде такого уже не получится. Поэтому мне кажется, что у медиации хорошее будущее.

Мировой опыт показывает, что из 100 % споров, которые зашли на медиацию, до суда доходят порядка 20 %, то есть 80 % споров стороны разрешают мирным путем. По нашей республике такой статистики еще нет, но я думаю, что будем ориентироваться на эти показатели.

СДЕЛКА УСТРОИТ ОБЕ СТОРОНЫ

– А какое главное отличие медиации от обычного судопроизводства?

– Медиатор урегулирует конфликт между двумя или несколькими субъектами, а суд разрешает спор: рассматривая исковое заявление, принимает решение – удовлетворить, отказать, удовлетворить в части. В этом случае одна из сторон остается, как правило, недовольной вынесенным решением суда, а если оно, скажем так, половинчатое, то не устраивает уже обе стороны.

Преимущество процедуры медиации в том, что это процесс переговоров. Если между субъектами возникла спорная ситуация, они, минуя суд, могут обратиться к профессиональному медиатору. Его задача – провести организационную работу и оказать методическую помощь конфликтующим сторонам, чтобы они приняли взаимоприемлемое решение.

– В чем основные плюсы медиации?

– Прежде всего, стороны сами ставят круг вопросов, которые им необходимо решить путем взаимных уступок. Соответственно они влияют на эту процедуру в отличие от суда. Кроме того, стороны не обременены процессуальным законодательством. Чтобы подать в суд, гражданину или предпринимателю необходимо подготовить пакет документов, определить цену иска (с привлечением оценщиков), оплатить госпошлину, нанять юриста. Это дополнительные расходы, в конечном итоге судебные издержки могут составить от 100 тысяч рублей и выше.

С учетом изменений в законодательстве, которые произошли с сентября 2024 года, госпошлины выросли в два-три раза. Судебные издержки не всем по карману, а процедура медиации в разы дешевле. Стороны просто садятся за переговоры, решают свои проблемы, обсуждают их цивилизованно, в рамках правового поля.

Важный принцип медиации – конфиденциальность. Закон обязывает медиатора сохранять тайну, которую тот узнал во время процедуры, эти сведения он не может распространять. Еще один момент – это нейтральность, независимость медиатора, то есть в отличие от суда он не может принимать какие-то волевые решения или обязывать кого-то что-либо сделать. Две стороны сами находят приемлемое для них решение – это могут быть взаимные уступки или дальнейшее сотрудничество.

ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

– И насколько востребованы сегодня услуги медиаторов?

– К сожалению, эта процедура не получила широкого распространения в нашей стране по ряду причин. Одна из них в том, что люди просто не знают, что у них помимо суда есть какая-то иная альтернатива. У жителей республики теперь она появилась. На моей памяти таких организаций, которые оказывали бы услуги медиации, у нас еще не было. Мы с моей командой приняли решение запустить некоммерческий проект по внедрению и развитию медиации в Калмыкии. Для отдельных категорий граждан и по отдельным спорам у нас предусмотрено безвозмездное оказание такой услуги. В первую очередь, это касается социально незащищенных категорий населения. Пенсионеры, многодетные, малоимущие семьи – мы готовы с ними работать на безвозмездной основе.

Это будет нести и некий социальный эффект, хоть небольшим образом снижать напряженность между гражданами, предпринимателями. Если люди начнут активно к нам обращаться, мы уже будем разгружать суды. К тому же судебные издержки сейчас значительны и при всем желании подать иск – не каждому по карману.

– А что если договоренности будут нарушены? Есть ли какие-то правовые гарантии у участников процедуры медиации?

– Стороны заключают медиативное (мировое) соглашение, которое утверждается в нотариальном порядке и имеет силу исполнительного документа. Если одна из них не выполняет условия, то потерпевшей стороне необязательно обращаться в суд и опять что-то доказывать. Они идут, допустим, в службу судебных приставов и уже происходит, например, принудительное взыскание или обязание совершить какие-либо действия. В этой процедуре стороны экономят время, деньги и нервы. Любой спор можно разрешить в таком порядке.

ИСКУССТВО КОМПРОМИССА

– В каких случаях лучше всего идти к медиатору, а не в суд?

– Как показывает общероссийская и мировая практика, медиации больше подходят такие споры, когда у двух субъектов, допустим, индивидуальных предпринимателей, уже есть какие-то правоотношения. Например, они совместно работали, один поставлял какой-то товар, а другой приобретал, но через два-три года кто-то из них по объективным или субъективным причинам не смог исполнить свои обязательства, и возникли проблемы. Цель медиации – сохранение таких деловых, гражданских, добрососедских, дружественных отношений. Если стороны настроены на дальнейшее сотрудничество (мало ли, все в жизни бывает: кто-то где-то подвел, но эти отношения разрывать не хочется), можно сесть, все обсудить и разрешить спорные вопросы.

– Может, приведете какой-то пример?

Бывают разные ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью. Например, два индивидуальных предпринимателя работают на соседних земельных участках, у одного – автостоянка, у другого – боксы по ремонту автомобилей. Одна из машин стояла впритык к этим боксам, и зимой на нее упал лед с крыши. Нанесен ущерб, владелец стоянки компенсирует поломку автомобилисту, но у него возникают уже вопросы к соседу: почему не убираете наледь, давайте разделим эти убытки, которые я возместил хозяину автомашины. Они могут сесть за стол переговоров и прийти к какому-то компромиссному решению. К примеру, владелец боксов предлагает сделать скидку клиентам автостоянки. Хотя в обычной жизни они могут пойти в суд и будут судиться минимум год, потеряют не только много денег, но и в итоге отношения между собой, а им дальше еще вместе трудиться по соседству.

Примеров масса, и в любой ситуации можно найти какое-то компромиссное решение. Поэтому призываю всех граждан республики, индивидуальных предпринимателей все-таки обращаться к процедуре медиации. Если не получится договориться, тогда уже одна дорога в суд, но попытаться, по крайней мере, стоит. А самая главная цель медиации – это, конечно, повышение правовой грамотности и культуры граждан, чтобы люди находили пути соприкосновения, умели договариваться.

КОМАНДА ЮРИСТОВ ПРИДЕТ НА ПОМОЩЬ

– Еще одним направлением в работе компании стала процедура потребительского банкротства. И здесь вы тоже запустили социальный проект, помогая тем, кто в этом нуждается.

– Да, мы хотим поддержать граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Это жители республики, ставшие жертвами IT-преступлений. Поддавшись обману, люди оформляют кредиты и передают деньги мошенникам. Банки все равно начисляют им ежемесячные платежи, и в таких случаях самый оптимальный способ решения проблемы – подать на процедуру личного банкротства.

Также помогаем социально незащищенным категориям населения: пенсионерам, малоимущим, многодетным семьям. Бывают и такие случаи, когда человек попадает под сокращение, теряет работу или получает травму, не совместимую с трудовой деятельностью, и ему уже сложно оплачивать кредиты. Мы готовы помогать на льготных условиях.

– Почему, ведь это не совсем выгодно, а компания только начала работать?

– В нашу команду входят самодостаточные люди, которые имеют постоянное место работы, постоянный источник доходов и готовы тратить свое свободное время для реализации этих двух направлений. Допустим, я – арбитражный управляющий и медиатор, у меня есть такой же коллега, есть действующий адвокат Калмыцкой республиканской коллегии адвокатов и частнопрактикующие юристы. Мы решили приложить совместные усилия, чтобы помогать гражданам, которые в этом нуждаются. Это два социальных проекта, на которые мы готовы тратить время и силы, тем самым внося какой-то вклад в развитие нашего общества, чтобы жители республики могли пользоваться своими правами и защищать их, если это требуется.

БАНКРОТСТВО – ЖИЗНЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА

– Пользуется ли спросом в республике услуга сопровождения по банкротству?

– Вообще банкротство – это реабилитационная процедура. Пройдя ее, человек освобождается от всех обязательств и начинает жизнь, можно сказать, с чистого листа. Этим направлением я занимаюсь с 2015 года и всего провел около 300 таких процедур. Это 300 семей Калмыкии, которые в силу разных обстоятельств попали в затруднительное положение, но списали свои долги и начали жизнь заново. У меня были дела и в других регионах, но сейчас сконцентрирован именно здесь, чтобы помогать землякам, реально попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Если брать статистику за 2023 год, в нашей республике проведено около 1000 процедур потребительского банкротства, то есть банкротства граждан. Арбитражный суд – это такой индикатор экономики в каждом регионе. Допустим, за год арбитражный суд рассматривает около четырех тысяч экономических споров, из которых тысяча – личные банкротства граждан. Это говорит о том, что наши люди испытывают определенные финансовые трудности, имеют признаки банкротства и не от хорошей жизни они идут на этот шаг. Поэтому мы готовы помогать, внести свой посильный вклад, чтобы наша экономика и финансовое благополучие населения немного улучшались, чтобы граждане, которые в силу закона имеют право на подачу такого заявления, могли скинуть непосильное бремя и начать экономические правоотношения с чистого листа.

Также планируем активно участвовать в правовом просвещении жителей и готовить материалы о том, как не стать жертвой мошенников или защитить свои права в суде. Будем публиковать их на официальном сайте и в социальных сетях нашей компании.

Фото: Николай Бошев
Видео: Виталий Катышкин