Как мы уже сообщали, в Элисте прошел 1-й калмыцкий деловой форум «Территория развития», организатором которого выступил Центр поддержки предпринимательства при содействии Министерства экономики и торговли РК.
Второй, как, впрочем, и первый день отличался насыщенностью программы, интересными выступлениями спикеров и обилием гостей, собравшихся со всей Калмыкии для того, чтобы поучиться основам бизнеса, маркетинга, управления. Немного забегая вперед, скажу, что о прошедшем событии от земляков слышал только восторженные отзывы.
На панельной сессии с мудреным названием «Масштабирование бизнеса. Выход из регионального уровня» верховодил российский тренер по бизнесу (!), председатель общественного движения «Лига “Время”» Глеб Архангельский.
Жизнь, как видим, диктует новые законы, и если кто такой футбольный или хоккейный тренер знают все, то, оказывается, есть и специалисты другой ипостаси, готовые научить новичков тонкостям зарабатывания денег. И называются они тоже тренеры.
«Я вспоминаю первые годы своего бизнеса – конец девяностых-начало двухтысячных, когда фактически не было поддержки предпринимателей, когда нельзя было даже представить, что приезжие эксперты будут читать лекции, на которые вход абсолютно свободный, – говорил Глеб Алексеевич. – О том, чтобы пригласить специалиста за деньги… Да таких средств у нас просто не было. А руководство Калмыкии сейчас вам предлагает: пожалуйста, учитесь. И платить за это не приходится. Я вам по-хорошему завидую, потому что вы эти знания можете брать, применять – это колоссальная возможность. Кстати, уже идут разговоры о том, что подобные форумы станут ежегодными; и людей будут приглашать интересных, и темы будут актуальные для бизнеса республики, и на возникшие у вас к тому времени вопросы вы сможете получить квалифицированные ответы».
А потом разговор перешел на сугубо деловые рельсы:
«Сейчас мы с вами поработаем над масштабированием бизнеса с выходом его на качественно новый уровень: с регионального на федеральный, с федерального на экспортный, – расставлял приоритеты Глеб Архангельский, – а послеобеденная лекция будет посвящена корпоративному тайм-менеджменту…»
В зале все заметно оживились, однако на автора этих строк озвученные темы не произвели должного впечатления и не вызвали здорового интереса: видимо предпринимательская жилка отсутствует начисто. У него стояла задача другого порядка: расшифровать с диктофона интервью Глеба Алексеевича, которое он, выкроив несколько минут, любезно дал интернет-газете «Степные вести», написать материал, выслать его для сверки собеседнику (не дай бог, что-то не так), а потом отправить в редакцию. И все это надо успеть сделать сегодня, в субботу, когда нормальные люди, лежа на диване, смотрят телевизор, или просто культурно отдыхают. Итак…
– Глеб Алексеевич, начнем вот с чего: каким ветром вас сюда занесло?
– В составе делегации из Калмыкии ваш зампред правительства Боова Бадмаев и министр экономики Зоя Санджиева были у меня на обучении в Российской академии народного хозяйства – прилежно учились, достойно себя показали, очень хорошо выступили с защитой дипломной работы. А потом пригласили к себе, в республику, чтобы поддержать ее развитие. Это, как я понимаю, у вас первый серьезный бизнес-форум, и я, конечно, дал согласие. Для меня сама республика интересна; я здесь никогда не был, хотя много езжу по стране, посетил немало регионов, но до сих пор Калмыкия для меня оставалась белым пятном на карте. Сейчас оно уже обретает некоторые черты и окраску.
– Подобные форумы в России практикуют?
– И достаточно много. Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», членом президиума которой я являюсь, довольно регулярно в разных городах проводит подобные мероприятия. У нас уже есть определенный опыт, есть, с чем сравнивать.
Надо сказать, что Калмыкия очень достойно вступила в игру, то есть если обычно присутствуют 300-500 человек – это хороший предпринимательский форум для города-миллионника, но для города в 100 тысяч населения форум в полторы тысячи человек – это просто мощный старт, взлет ракеты. Дай бог, чтобы этот темп удержался, чтобы в следующем году было не хуже. Но, еще раз подчеркну, старт был очень впечатляющим.
– С чем вы это связываете? Я имею в виду огромный интерес людей.
– Я думаю, во-первых, это ваша команда, которая очень энергично отработала (я сам видел) по взаимодействию со спикерами, по четкости и скорости решения вопросов, что очень важно; это ведь не проходное мероприятие. То, что глава республики Алексей Орлов перед началом форума лично встречался со всеми нами, и мы сообща обсудили основные ключевые моменты, которые для республики важны в первую очередь, которые он хотел бы видеть в части развития предпринимательства. А это, я вам скажу, не часто бывает, чтобы руководитель региона сам активно вложился своим временем в подготовку, – это, во-вторых. И третье: думаю, что не избалованность ваших людей к подобного рода событиям тоже сыграла определенную роль. Им стало, конечно, интересно, что это такое развитие предпринимательства, маркетинг территории, тайм-менеджмент, эффективный бизнес и так далее. Думаю, это тоже одна из причин повышенного интереса.
– В чем видите свою основную задачу?
– Немножко раскачать народ, раскрыть, скажем так, мышление и выйти из своего привычного уровня. То есть, условно говоря, мы привыкли барашков продавать скупщикам, а давайте попробуем позаниматься переработкой; мы привыкли работать на рынках Калмыкии и соседних регионах, а, может быть, стоит всерьез подумать про Москву, потому что это, несомненно, более платежеспособный рынок. Мы привыкли работать только по России – давайте позанимаемся экспортом – это совсем другие возможности, совсем другие деньги. У нас есть такой, скажем, кисловатенький местный туризм – давайте подумаем о въездном иностранном туризме, а не только российском.
То есть основная задача, чтобы люди увидели более высокие перспективы для своего бизнеса, для того, чем они занимаются, для наемных работников, которые тоже присутствуют на форуме. Я дал некоторые позиции по тому, как правильно и эффективно страховать свой бизнес, как к этой идее подойти, если ты думаешь о своем деле. Соответственно, главная задача – чтобы из какого-то текущего, привычного бизнес-существования люди вышли на качественно новый уровень с принципиально другим подходом, с новыми идеями, начали осваивать новые рынки. В этом я вижу свою основную задачу.
Думаю, уместно будет отметить и своих коллег по команде. Константин Гаранин очень сильные и важные вещи показывает по маркетингу территорий – как Калмыкию преподносить на федеральном, международном уровнях; Владимир Волошин – лучший российский эксперт в спортивных событиях, разложил по полочкам, как посредством спорта лучше привлечь людей. Опять же, турист приезжает не просто так, не просто, чтобы поесть-попить, полюбоваться природой. Ему нужно какое-то событие. Чем ярче оно будет, чем больше будет привлекательное, тем больше вероятность, что турист приедет и приедет не один раз.
– Вы вот красиво излагаете, но это все – теория: где деньги, Зин? Ведь на воплощение всего задуманного потребуются огромные средства. И здесь основной момент: как и чем привлечь инвестора?
– Не совсем так. Ну, во-первых, это не теория, хотя бы потому, что двадцать лет назад в бюджете Калужской области тоже не было ни копейки… Губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов прилагал огромные усилия к тому, чтобы ездить в свою Северную Рейн-Вестфалию, искать инвесторов, искать деловых партнеров, тормошить местный бизнес, и сейчас мы видим много хороших региональных примеров, когда приходит сильная команда, когда появляются люди, мыслящие по-новому, нестандартно, думающие о бизнес-привлекательности. Когда мы говорим: нужны большие деньги, возникает немалый соблазн лечь на диван и ждать манны небесной. Деньги откуда-то сами не возьмутся, а, кстати, въездной туризм больших вложений не требует – это вопрос «упаковки». У вас все уже есть: степь есть, барашки есть, верблюды есть, праздники есть, местный колорит тесть, самый большой в Европе хурул есть. Я, например, впервые в жизни побывал в буддийском храме, для меня это было серьезным впечатлением, и, заметьте, это не требует колоссальных инвестиций, нужна лишь активная работа, о чем я сейчас на секции буду рассказывать, в частности, о масштабировании бизнеса.
Вопросы экспорта – сейчас это не такие уж огромные средства, не такие огромные усилия, которые нужно было прилагать пятнадцать-двадцать лет назад. Есть российский экспортный центр, который очень много помогает сделать. То есть предпринимателю самому ничего не надо придумывать – там уже давно все придумали. Ты только, ради бога, оторвись от дивана и займись делом.
Дальше уже начинаются более серьезные инвестиционные проекты. К примеру, если вы привлекли внимание, и к вам в рамках въездного туризма приехали небедные серьезные люди из Европы, то нужно этим воспользоваться, предложив им, как вам кажется, выгодные идеи и направления.
Условно говоря, организовать верблюжью ферму, которая будет работать на Италию, потому что, оказывается, Гуччи – я фантазирую – нужна именно верблюжья шерсть. Но эта идея не родится, пока к вам не приехали. Я к чему это говорю? Нужно все делать последовательно: сначала – въездной туризм и экспорт органической еды, то, что не требует больших инвестиций. А там, может, и переработка появится глубокая, куда понадобятся солидные вливания. Но если мы скажем просто: денег нет, но вы держитесь, и ничего не будет, тогда действительно, ничего не будет. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.
А вот последовать примеру той лягушки, что попала в сметану и, боясь утонуть, отчаянно перебирала лапками, в результате чего взбила масло и выбралась из кувшина, то, глядишь, что-то и получится. Успешных примеров в новейшей истории России предостаточно. И это не только Татарстан, начинавший с советской нефтехимии, других мощных экономических источников; не только нефтяные республики и края – с ними все понятно, – но и регионы, в которых не было особых природных ресурсов, но было желание людей вывести свой регион в топ богатых.
– В Республике Калмыкия, временами затухая, временами разгораясь, в течение длительного времена вынашивается идея такого плана: в рамках въездного туризма организовать верблюжьи маршруты, к примеру, из Элисты до Каспийского моря. По пути – кибитки на три звезды, национальная кухня, экзотический вид транспорта. К сожалению, дальше разговоров дело не идет. Ваше мнение на этот счет? Есть ли в этом перспективы или дело «глухое»?
– Мне кажется, идея прекрасная. Я вот москвич и нередко думаю, куда бы съездить отдохнуть на какие-то короткие праздники. Заграница? Курс евро – дорого, добираться далеко. По России – понятные направления, к примеру, Карелия, Суздаль, Золотое кольцо. Ну, Прибалтика.
Ваша идея свежа и интересна. А если ее «упаковать» с Чингисханом, с Великим шелковым путем, красиво подать, – успех будет. Единственное, на что хотел бы обратить внимание: не надо мыслить только рамками республики, у вас аэропорт с довольно редкими рейсами. Я бы договаривался с соседями – астраханцами, например. Кстати, в Астрахани тоже есть на что посмотреть. И организовал бы кольцевой маршрут: прилетели в один город, на вьючном транспорте выехали в другой, вылетели из третьего. С этим надо покомбинировать, поговорить с туристическим агентствами, в первую очередь, с туроператорами, узнать, что им интересно, удобно и выгодно продавать.
Однако сама идея, подчеркну, хороша и действительно заслуживает внимания, но требует осмысления и доводки.
Нечто похожее мы недавно делали в Тверской области. Туроператор очень плотно работает с испанским рынком, вернее, с огромным испаноязычным рынком – задействована практически вся Латинская Америка. Так вот, его уже просят: дайте нам Россию, кроме Москвы и Питера. Мы с ними «упаковывали» Тверскую область, всё объездили, всё посмотрели: гостиницы, святой источник, Селигер, то-сё, пятое-десятое, то есть очень подробно поработали. Следующий этап – поедут главы турагентств. Мы им покажем, расскажем, они зададут вопросы, они проверят на себе. Потому что они не смогут что-то предложить своему туристу, пока сами не уверены на сто процентов. Лишь после этого включат в свои каталоги. Если первые туристы приедут, им понравится и они оставят в интернете положительные отзывы (а мы сделаем хорошие фото и видеоролики), то, значит, процесс пошел. Вот тогда, можно сказать: направление состоялось.
Да, это большая работа. Это два, три, четыре года, но если эти маршруты зарекомендовали себя, то дальше только останется отшлифовывать нюансы, дорабатывать мелочи, вносить некоторые коррективы, продавать какие-то сувениры, включать новые развлечения, строить гостиницы и так далее.
– Два последних вопроса. Первый: где ваше основное место работы, если таковое есть?
– Я – председатель правления общественного движения «Лига “Время”» и член президиума общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
– Как часто вам приходится давать подобные уроки?
– Достаточно часто. Потому что любой вид деятельности «Опоры России», да и вообще любой предпринимательский форум – это площадка, на которой обсуждаются вопросы, как правильно организовать бизнес, как успешно развиваться, как выйти на новые рынки, и, естественно, как больше заработать… Я рад, что в Калмыкии проявили такой повышенный интерес. Люди действительно стараются вникнуть, задают много вопросов, причем на самые разнообразные темы, но так или иначе связанные с предпринимательством, с его нюансами. Видно, что у людей это болит, и им хочется продвинуть свой продукт, свое туристическое направление, свой ресторан и так далее. А это здорово. А значит все должно получиться!
Фото Николая Бошева, пресс-службы Главы Калмыкии и предоставлены Глебом Архангельским
От автора. Завершить материал хочется вот таким отзывом, опубликованном в соцсетях. «Всем хорошего дня! Еду с первого калмыцкого делового форума. Ощущения непередаваемые. Интересные, познавательные встречи, море позитива, новый формат для республики. Очень интересное мероприятие, огромное спасибо организаторам!».