Приближается Новый год и длинные новогодние каникулы. Как планируют провести праздничные дни россияне? Аналитический центр ВЦИОМ изучил планы россиян на новогодние праздники.

По оценкам аналитиков, за последние 16 лет  новогоднее времяпрепровождение претерпело серьезные изменения: все реже люди готовы ходить друг к другу в гости, отдавая предпочтение домашнему «ничегонеделанию» и работе, что делает новогодние каникулы слабо отличимыми от будничных дней.

Кстати, устойчивое падение интереса к походам в гости, которые когда-то были доброй новогодней традицией, наблюдается с 2011 года. Чуть позже возникла тенденция работать в праздничные дни. Теперь о намерении трудиться в новогодние праздники заявляет каждый пятый.

Вместе с тем, каждый пятый россиянин планирует посвятить новогодние каникулы прогулкам на природе. Однако, желающих проводить время на воздухе сегодня намного меньше, чем в предыдущие годы. 17 % граждан на каникулах рассматривают возможность покататься на коньках и санках, 15 % – посетить театры, концерты и кино, 13 % – сходить с детьми на елку и детские представления и столько же рассчитывают съездить на дачу. Валяться дома и ничего не делать предпочитает треть отдыхающих. Плюс к этому, появилась категория граждан, для которой настоящий отдых – это время, проведённое дома с семьей.

О том, насколько изменились интересы россиян в части организации собственных каникул можно увидеть из их ответов на вопрос:

На празднование нового года россияне планируют потратить около 60 тысяч рублей, что при возросших ценах на товары и услуги, оказалось на две тысячи (или на 5 %) меньше, чем в прошлом году. По мнению эксперта АЦ ВЦИОМ Людмилы Карповой, причина в том, что в условиях экономической неопределенности россияне включили «сберегательную стратегию» и стали более взвешенно планировать свой бюджет. Именно этим, кстати, объясняется потеря потребительского интереса к «Черной пятнице» и другим массовым распродажам.

Несмотря на заметный рост цен в этом году, новогодний стол подорожал меньше, чем годом ранее. В среднем предстоящий праздничный ужин обойдется семье в 13 тыс. руб., с учетом, что на нем будут традиционные салат оливье и селедка под шубой, конфеты, мандарины и мясные блюда.

Как показывает анализ данных, представляемых разными аналитическими источниками (в т.ч. РБК, Авито, Яндекс Маркет и др.) структура и объем новогодних затрат очень разнятся, в зависимости от времени проведения социальных опросов и охвата аудитории. Однако общая картина вырисовывается достаточно понятная: люди в этом году сэкономят на развлечениях и подарках как минимум 6 %.

Несмотря на то, что новогодние подарки становятся скромнее, а круг их получателей – уже, россияне все-таки хотели бы получить праздничные презенты (такие данные приводят РБК и микрофинансовая компания «Займер»). Причем 56 % предпочитают в качестве подарка деньги, но только 29 % готовы их подарить.

На втором месте в системе подарочных приоритетов оказались товары для дома, на третьем – гаджеты и электроника. В «пятерку» самых желанных подарков также вошли также подарочные карты и сертификаты,  парфюмерия и косметика.

В зависимости от возрастной группы, подарочные предпочтения меняются.

Дети просят у Деда Мороза смартфоны, наушники, колонки, планшеты, игрушки и конструкторы, спортивный инвентарь, взрослые – материального благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Так, по словам всероссийского Деда Мороза, мужчины чаще всего просят высокую зарплату и карьерный рост, женщины – стабильную работу, девушки – встретить мужчину своей мечты.

Пусть у всех все сбудется в новом году!