Сегодня в республиканском Доме правительства состоялась коллегия Министерства образования и науки РК с участием руководителей муниципальных органов управления образованием, подведомственных учреждений образования, специалистов отраслевого министерства.
Мероприятие провел министр образования и науки РК Николай Манцаев.
В ходе заседания с докладами «О подготовке муниципальных общеобразовательных организаций РК к 2018-2019 учебному году», «Об итогах мониторинга качества образования за I полугодие 2018 года», «Об итогах проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников», «О ходе реализации подпрограммы «Сохранение и развитие калмыцкого языка»» выступили заместитель министра образования и науки РК Татьяна Питкиева, заведующий сектором контроля качества образования Арслан Эрдниев, начальники отделов Эльза Мацакова и Зоя Убушиева.
В частности, замминистра рассказала, что в рамках подготовки к новому учебному году Министерством образования и науки РК совместно с муниципальными органами управления образования проведена соответствующая работа, издан приказ, на основании которого утвержден план работы по подготовке и приему образовательных организаций. Всего таковых в Калмыкии 323, включая школы, детсады, организации дополнительного и среднего профессионального образования.
Татьяна Питкиева акцентировала внимание на организации санитарно-гигиенических условий в образовательных организациях. Она отметила, что в региональную программу министерства внесены изменения, связанные с тем, что 35 общеобразовательным организациям из республиканского бюджета выделены около 40 млн рублей. Они предусмотрены на обустройство теплых туалетов в школах и детсадах, обеспечения соответствующими септиками, строительство пищеблоков. Все приводится в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, которые установлены на уровне РФ, подчеркнула Татьяна Ивановна. Данные меры, по словам представителя министерства, позволят в этом году обеспечить 88 -процентную готовность образовательных организаций именно в этом направлении.
Говоря о противопожарной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений, докладчик заметила, что здесь наблюдается положительная динамика. Средства на их обеспечение направляют из регионального и муниципальных бюджетов.
По словам Питкиевой, с 1 по 20 августа будет осуществлена оценка готовности образовательных организаций. В связи с этим даны поручения муниципальным органам управления образования, руководителям подведомственных организаций об обеспечении готовности по основным направлениям.
Что же касается приобретения учебников, то «сегодня школы самостоятельно работают по заключению контрактов с соответствующими издательствами». «Потребность выявлена за счет увеличения количества детей по параллелям классов. К примеру, если в прошлом году количество пятиклассников было, допустим, около двух с половиной тысяч, то в этом году может быть до трех тысяч. Для этих 500 детей нужно докупить учебники. Учитывая, что на дворе 2018 год, учебники, приобретенные в 2013 году, использовать не будут. Всего же мы будем приобретать около 113 тысяч учебников на новый учебный год, – констатировала замминистра. –Деньги выделяются».
Арслан Эрдниев в начале выступления сообщил, что с нынешнего года в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» правительством страны было принято решение о переходе на проектное управление. «Для новой редакции государственной программы определены три основные цели: онлайн-образование, качество образования, доступность образования.
Распоряжением Правительства РК от 21 июня 2018 года №185-р утвержден перечень госпрограмм Республики Калмыкия на 2019-2024 годы, в том числе «Развитие образования Республики Калмыкия» по пяти приоритетным направлениям.
С учетом перехода на проектное управление идет процесс синхронизации и корректировки государственной программы «Развитие образования Республики Калмыкия на 2013-2020 годы» с государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, которая позволит региону успешно и эффективно участвовать в конкурсных отборах, проводимых федеральным министерством.
В целях эффективного развития национально-региональной системы независимой оценки качества образования приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 29.06.2018 года № утверждена концепция единой региональной системы оценки качества образования, которая позволит объективно оценивать, корректировать и повышать качество системы общего образования.
Концепция определяет нормативные, целевые, структурные, организационно-технологические основы единой региональной системы оценки качества образования в Республике Калмыкия, включая специфические характеристики общественной и профессиональной экспертизы качества образования в РК.
Как известно, результаты мониторинговых исследований используются в совершенствовании педагогического образования, в работе региональных институтов повышения квалификации и, при необходимости, для корректировки образовательных программ.
Эффективное управление качеством образования возможно лишь на основе применения объективных оценочных процедур. Корректность оценки определяется качеством измерительных материалов, достоверностью собираемых данных, обоснованностью интерпретации и использования получаемой информации», – отметил Арслан Батырович.
Он подробно рассказал об итогах всероссийской проверочной работе калмыцких школьников по ряду предметов. «Качественные показатели уровня компетенций, знаний, умений и навыков обучающихся 4-6, 10-11 классов ВПР по математике, окружающему миру, английскому языку, биологии, физике, истории, обществознанию, географии и русскому языку находятся на уровне выше среднего уровня по сравнению с результатами по России.
Уровень подготовки обучающихся свидетельствует о качественном освоении общеобразовательных программ в школах республики», – отметил выступающий.
Любопытно было послушать и об участии наших школьников во всероссийских предметных олимпиадах.
«Итоги организации регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) текущего года позволяют сделать выводы об эффективности организуемой работы на всех уровнях: школьном, муниципальном, региональном. Следует отметить, что впервые за последние пять лет определились победители и призеры регионального этапа ВОШ по общеобразовательному предмету «Физика»; увеличился спектр предметов, по которому школьники республики приняли участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников: «Литература», «Русский язык», «Математика», «Биология», «Экология», «Право», «Английский язык». Увеличилось количество обучающихся, преодолевающих порог, установленный для участия в заключительном этапе ВОШ. По сравнению с предыдущим годом данный показатель увеличился вдвое», – сообщила Эльза Мацакова.
Калмыцкие ученики вошли в число лучших школьников России по предметам «Математика» и «История». Девятиклассница Альвина Артаева стала призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году по учебному предмету «Русский язык».
«В целом, в системе образования Республики Калмыкия сложилась инфраструктура, обеспечивающая работу по поиску и поддержке одаренных детей, реализуется региональная подпрограмма «Одаренные дети», в образовательных организациях республики создаются оптимальные условия для обучения и воспитания одаренных детей в разных областях знаний, культуры и спорта; на региональном и муниципальном уровнях формируется банк одаренных детей, в должной мере организовано поощрение одаренных детей и талантливой молодежи. Вместе с тем, учитывая требования современной образовательной политики, систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью необходимо совершенствовать и использовать в работе интерактивные ресурсы, обеспечить сетевое взаимодействие образовательных организаций; обеспечить комплексный подход к развитию одаренных детей и талантливой молодежи», – считает докладчик.
Николай Манцаев в продолжение темы озвучил данные недавнего исследования, посвященного поступлению школьников разных субъектов в лучшие вузы России. В соответствующий рейтинг вошли Элистинский лицей и Элистинская многопрофильная гимназия.
Говоря о реализации подпрограммы «Сохранение и развитие калмыцкого языка», Зоя Убушиева подчеркнула, что в нашей республике целенаправленно ведется работа по созданию условий для повышения качества образования через обновление программ по предметам региональной компетенции, подготовки, изданию и снабжению учебно-методическими комплексами общеобразовательных организаций, повышения качества профессиональной подготовки учителей калмыцкого языка. Обобщается и распространяется опыт преподавателей, имеющих высокую результативность в обучении калмыцкому языку школьников. Республика также поддерживает молодых учителей калмыцкого языка и студентов университета – будущих преподавателей калмыцкого языка.
К теме преподавания родных языков обратился и министр. Он перечислил и зачитал недавно принятые документы, касающиеся родных языков.
По его мнению, данный вопрос действительно непростой, так как изучение родных языков связано и с языком как с неким коммуникативным средством, и с сохранением культуры народа. Он призвал общественность глубже разобраться в предмете, понять, что реально происходит с родными языками, прежде чем заявлять, что, мол, в школах отменят их изучение.
Министр напомнил, что законодательство позволяет в регионах создавать национальные школы, где все предметы преподают на родном языке – при условии изучения русского языка как государственного.
Кроме того, законопроект предполагает организацию фонда по сохранению и развитию родных языков. «Если учебники (по калмыцкому языку – авт.) за свой счет публиковали, теперь федеральный центр будет давать деньги на это», – добавил Николай Гаряевич.
В ходе коллегии обсудили и другие вопросы, в том числе касающиеся заработной платы в отрасли.
Фото Николая Бошева