Недавний визит в Калмыкию представителей деловых кругов Италии стал для чиновников правительства своеобразной проверкой на профпригодность. Шутка ли – в кратчайший срок подготовить и организовать бизнес-миссию итальянских предпринимателей и дипломатов в регионе, который они впервые для себя открывают, да так, чтобы те остались от поездки в восторге, по их же признанию.

Для местного бизнес-сообщества, с потенциалом которого приехали
ознакомиться предприниматели из Апеннин, это тоже стало поводом показать товар лицом и приступить к активным действиям по налаживанию контактов с зарубежными партнерами.

Каковы первые итоги состоявшихся двусторонних встреч? Успешно ли прошли переговоры, и чего от них следует ожидать в дальнейшем? Об этом «Степные вести» поинтересовались у заместителя Председателя Правительства РК Боовы Бадмаева, непосредственно занимавшегося вопросами приема гостей и программой их пребывания в регионе.

– Боова Васильевич, каковы ваши впечатления от встречи с зарубежными гостями? Можно уже говорить о каких-то результатах проведенных в Элисте переговоров?

– Я считаю, цели бизнес-миссии достигнуты. Напомню, начиналось все с того, что Глава РК Алексей Орлов в мае этого года принял участие в заседании Генеральной Ассамблеи Итало-Российской торговой палаты, где он выступил с краткой презентацией о Калмыкии, рассказал о наших инвестиционных проектах и пригласил представителей деловых кругов Италии побывать в республике, чтобы они смогли увидеть все воочию.

Итальянцы предложение приняли, мы создали оргкомитет, проработали на низовом уровне предстоящий визит. И вот приехали гости, причем такие, какие нам особенно
нужны. Если бы прибыли просто предприниматели, это была бы одна ситуация. Но вместе с ними республику посетили сотрудники итальянского посольства, watermarked-img_3203руководители ИРТП с обеих сторон. И представители бизнеса под эгидой этих организаций как под зонтиком готовы осуществлять работу в Калмыкии.

В принципе, такая практика, как бизнес-миссии в регионы потенциальных зарубежных инвесторов, для России не нова, но для нас такой формат встреч – в английском языке он имеет название Business to business, – безусловно, впервые. С точки зрения сращивания интересов предпринимателей именно формат b2b является наиболее предпочтительным.

Для нас, органов власти, ключевое значение имела встреча главы региона с итальянцами в первый рабочий день их визита. Алексей Маратович, будучи дипломатом, сразу же расположил к себе, заговорив с ними на их родном языке. Тем самым он дал понять, что их тут ждали, что в республике готовы на государственном уровне решать проблемы бизнеса.

В беседе с гостями глава подчеркнул основные вещи. Он честно сказал: мы не хотим строить потемкинские деревни. У российского бизнеса есть проблемы, это всем известно: кто-то технологически отстает, у кого-то острая проблема – нехватка оборотных средств, а у иных проекты требуют детальной доработки. Вот и среди калмыцких предложений есть такие, которые изначально сырые, требуют определенных технологических доделок, подключения специалистов. Для чего мы и привезли наших гостей – хотим научиться работать.

Также для нас важно создать условия для того, чтобы наладить свободный поток общения между бизнес-сообществами двух стран. Если сейчас мы выстраиваем отношения между госорганами, общественными объединениями, то со временем надо добиться того, чтобы на уровне личностей, отдельного бизнеса появился интерес друг к другу. Чтобы наши предприниматели договаривались между собой напрямую, иностранные бизнесмены приезжали сюда поодиночке и самостоятельно искали здесь партнеров.

Государство не должно все время регулировать эти процессы. Его задача – создать условия, администрировать, оказывать своим ресурсом поддержку только там, где нужно, но свободный поток бизнес-предложений должен идти параллельно. И вот какие-то запускающие ключи в этом плане дал визит итальянских деловых кругов к нам в республику. Иностранные гости, на мой взгляд, почерпнули для себя не только нашу самобытность, уровень духовной культуры, но и то, что у нас зрелые подходы и мы можем организационно справляться с такого рода задачами.

– Со слов итальянских бизнесменов, ими был отмечен высокий уровень организационной мобильности именно органов власти республики, нежели предпринимателей.

– Предпринимательский уровень они тоже отметили. С их стороны был достаточно большой интерес к проектам наших бизнесменов. Особенное впечатление на них произвело посещение животноводческой стоянки, где они вживую увидели нашу «фишку» – скот калмыцкой породы четырех видов. А потом поехали на рыбную ферму и заметили, что у нас и технологические решения есть, и культура производства определенная присутствует. На мой взгляд, для них это стало открытием.

– Президент Итало-Российской торговой палаты Розарио Алессандрелло заявил, что их внимание привлекли 12 из 19-ти предложенных республикой инвестиционных проектов. Какие именно?

– Как я уже отметил, особый интерес у итальянцев вызвал проект осетровой фермы Юрия Мегмерова, также продукция ИП Иванова С. Д. – они отметили непревзойденный watermarked-img_3399вкус колбас. Деятельность ООО «Консервпищепром» привлекла внимание Теа Джованны Джордано, директора по продажам и маркетингу компании M.F.T. S.r.l.а., занимающейся разработкой и реализацией оборудования для обработки и консервирования фруктов и овощей. «Консервпищепром» заинтересован в том, чтобы найти технологические решения, которые бы позволили им выйти на другой, более высокий уровень производства.

А президент компании «Идромекканика Луккини С.п.а.» Массимо Лукини проявил интерес к нашим теплицам.

– Это, наверное, тот проект, что представило КФХ «Терра»?

– «Терра» на выставке тоже была представлена. Но мы предложили республиканский проект, от Минсельхоза, на базе овощеводческих хозяйств Яшкульского района – комплексный, вариант государственно-частного партнерства. Это когда государство готово со своей стороны подготовить некую площадку для развития – сюда входит создание инженерной инфраструктуры и прочие моменты, а бизнес заходит на нее и начинает вести свое дело.

– Почему они заинтересовались именно государственным проектом? Вероятно, потому, что считают, что с государством им будет надежнее работать?

– Ну почему же, частники их тоже интересуют. Мы итальянцам сказали: вот есть частные инвестпредложения, а вот усилия государства. Пожалуйста, смотрите, выбирайте. Мы готовы по любому варианту развиваться: хотите так, хотите этак, хотите – смешаемся. В ближайшее время ждем от них ответ.

– А цена вопроса тоже будет обсуждаться позднее?

– На мой взгляд, об этом говорить преждевременно. Это как каша: прежде чем ее сварить, сначала нужно вскипятить воду, потом закидывать ингредиенты. Сейчас мы вскипятили воду, так скажем. А какие ингредиенты, в каком соотношении добавлять – зависит от наших возможностей и от желания потребителей. С ложкой подходить еще рано.

Хотел бы отметить другое – что с точки зрения организации визита произошло, на мой взгляд, позитивного. Первое – это то, что визит состоялся, гости приехали, мы смогли достойно организовать работу их бизнес-миссии. А самое главное – действительно был отклик у наших предпринимателей. Совместными усилиями нам удалось подготовить замечательную, наполненную хорошим содержанием выставку.

Я, признаюсь, с большим уважением отношусь к землякам-бизнесменам. На мой взгляд, среди них много грамотных специалистов в своей сфере, способных решать серьезные
задачи. Другой вопрос, что не у всех хватает ресурсов, может быть, опыта в реализации бизнес-идей. Но если говорить о внутренней готовности, об общем уровне предпринимателей, то тут наши люди демонстрируют достаточно высокий уровень, на watermarked-img_3267мой взгляд. Надеемся, что мы сможем это качество перевести в практику. Итальянцы итальянцами, они уехали, но мы-то остаемся здесь. И задача состоит в том, чтобы наши бизнесмены чувствовали себя дома комфортно.

Да, я забыл упомянуть, что в рамках бизнес-миссии итальянцев к нам за опытом приезжали астраханцы. Они хотят у себя аналогичные мероприятия проводить. Рассчитываем, что со временем наше сотрудничество приобретет статус межрегионального. Мы с коллегами из соседних краев и областей все время подчеркиваем, что заинтересованы в том, чтобы калмыцкий бизнес был представлен в этих регионах.

Возьмем, к примеру, троицкий «Консервпищепром». Он и в Ремонтном работает, и в Казахстане, и на Чукотке у него есть реализация. В Красноярске тоже, если не ошибаюсь.

ИП Иванов – то же самое. Савр Данилович поставляет свою продукцию во Владивосток, в Якутии у него также есть рынок сбыта. Сейчас собирается завоевывать Москву, Екатеринбург.

Вообще, отмечу: за товары, производимые калмыцкими предпринимателями, не стыдно. И итальянцы получили большое удовлетворение от качества нашей продукции.

– В контексте разговора о предпринимательстве в республике хотелось бы коснуться еще одной важной темы, Боова Васильевич. Глава республики недавно сделал заявление о том, что в рамках развития туризма в регионе власти намерены оказать помощь субъектам малого бизнеса в виде определенных послаблений – налоговых преференций, уменьшения нагрузки в части тарифов ЖКХ и прочего. Что правительство может предложить для конкретной реализации этих планов?

– В принципе то, что в этом плане у нас имелось ранее – традиционные виды господдержки (содействие лизингу и многое другое), – все это осталось. На мой взгляд, нормативно-правовая база в этой сфере соответствует всем тем реалиям, которые в РФ на сегодняшний день сложились. К примеру, республиканский закон о господдержке субъектов инвестиционной деятельности содержит принципы справедливости и сбалансированности. В чем это выражается? Например, если раньше мы предоставляли преференции точечно, то сейчас это касается широкого круга субъектов.

В частности, ранее, до принятия этого закона, мы предоставляли налоговую льготу субъекту инвестиционной деятельности с того момента, как он заходил в инвестиционный реестр, а сейчас ее можно получить лишь при вводе объекта в эксплуатацию. Мы тем самым стимулируем его работать, а не так, как иные хотят: я ваш инвестор, давайте мне поблажки. В этом заключается баланс наших интересов и интересов инвесторов.

Кроме того, у нас оговорен ценз вложений. Если инвестор вложил от 50 млн рублей и ввел в эксплуатацию свой объект, то он в течение одного налогового периода освобождается от региональных отчислений в бюджет, а если, например, инвестировал 500 млн, то отсрочка составит 8 лет.

Помимо собственно положений закона о господдержке субъектов инвестиционной деятельности мы постановлением правительства регулируем их еще по видам экономической деятельности. Для того чтобы субъект мог получить льготу, он должен не только попасть под признаки – вложить минимум 50 млн рублей, стать инвестором и т. д., но еще и работать в той отрасли, которая нас интересует. Это, прежде всего, реальный сектор экономики, производственная сфера, например, сельское хозяйство. А, допустим, тот же «Магнит» по формальным критериям подходит, но торговля – высокомаржинальный вид деятельности, соответственно, стимулировать его не будем.

Что касается пакета предложений, который озвучил Глава РК, могу сказать, что мы его однозначно будем реализовывать. В настоящее время идет процесс формирования бюджета, и он будет принят с их учетом. Ведь недополученный доход – это выпадающий доход, его тоже надо учитывать. К тому же все решения, которые мы принимаем в финансовой сфере, имеют отсрочку сроком в один год. Таким образом, если мы в этом году примем решение о налоговых льготах для того или иного бизнеса, то вступит оно в силу только со следующего налогового периода.

Все это, конечно, потребуют анализа и межведомственных согласований, ибо это бюджетные решения. Так, если мы будем тариф на электроэнергию погашать, то это в любом случае станет компенсация за счет республиканского бюджета какого-то процента от него.

– До населенческого тарифа не удастся его снизить для малых предпринимателей?

– Я сторонник того, чтобы до максимально низких порогов мы могли снизить нагрузку на предпринимателей, в том числе в тарифах. Это в наших интересах, потому что чем меньше издержек будет нести наш бизнес, тем эффективнее он будет работать.

Но тут опять же потребуется консенсус. Будем советоваться с Минфином, другими ведомствами и организациями, в споре с которыми мы найдем ту срединную точку, которая нам позволит принять оптимальное решение.

В любом случае, для того чтобы оказать поддержку малому предпринимательству, потребуются средства республиканского бюджета. Ибо того, что по мановению волшебной палочки сама тарифная политика в РФ изменится в эту сторону, наверное, не следует ожидать. Потому что у энергетических компаний тарифы являются источником их дохода. У них имеется большая инвестиционная программа, они поддерживают сети в работоспособном состоянии, им надо реконструироваться и прочее. Я не склонен их демонизировать, потому что они объективно несут огромные затраты. Представьте, каково это – в условиях Калмыкии, а у нас 75 тыс. кв. километров территории, поддерживать такое сложное хозяйство.

Но правительство должно быть буфером между компаниями и потребителями. Оно должно свою ответственность видеть в данном вопросе.

Со своей стороны, от лица правительства, отмечу, что мы готовы поддерживать бизнес и нести для этого финансовые затраты. Как именно это будет делаться, сказать точно не могу, чтобы не быть голословным. Предстоит тщательно проработать этот вопрос.

 

Фото Евгения Хорошева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *