С сегодняшнего дня начались гастроли Национального драматического театра им. П.К. Кучияк (Республика Алтай) в Калмыкии, программу открыл спектакль «Восхождение на Хан-Алтай».
Постановщик этой исторической драмы – режиссер из Якутии, заслуженный деятель искусств РФ Андрей Борисов, написавший одноименную пьесу в соавторстве с Иваном Белековым. Спектакль, вошедший в золотой фонд театра, посвящен алтайскому художнику, общественному деятелю Григорию Ивановичу Чорос-Гуркину, при жизни подвергавшемуся репрессиям. Его 145-летие в Республике Алтай отметили три года назад.
«У нас сегодня первый день гастролей в Калмыкии – и такая большая ответственность, – подчеркнула художественный руководитель Национального драматического театра им. П.К. Кучияк Эмма Иришева, общаясь с журналистами за несколько часов до начала представления. – Когда шла репетиция, и наши алтайские горы – один из предметов нашего реквизита – двигались, я сказала артистам, что горы охраняют наш спектакль, защищают. Мы привезли дух алтайских гор на сцену калмыцкого театра».
Театр из Республики Алтай привез нашим зрителям два спектакля (кроме указанного – трагикомедию «Туба», которую калмыцкие театралы увидят пятого октября); на сцене Национального драмтеатра имени Б.Басангова артисты, а также известные в Алтае исполнители представят концертную программу «Мифы и легенды Горного Алтая», во время которой, кстати, прозвучит горловое пение.
«Очень рады, что приехали в вашу бескрайнюю, широкую степь, родину писателя Давида Кугультинова, произведения которого у нас хорошо знают; к великому калмыцкому народу, который отстаивал интересы России за рубежом и в давние времена, во время войны с Наполеоном», – поделился артист, заслуженный работник культуры Республики Алтай Николай Багыров.
Художественный руководитель театра имени П.К. Кучияк Эмма Иришева обратилась к журналистам на алтайском языке. Ее речь на русский язык перевел Николай Егорович: «У нас одни, общие, корни, наша республика раньше называлась Ойротская автономная область, а мы – ойротами, и от алтайского народа мы привезли вам большой привет».
Эмма Александровна отметила, что общероссийский проект «Большие гастроли» дал возможность региональным театрам активнее заниматься гастрольной деятельностью (ведь когда выделяют средства, можно многое сделать!), выезжать в регионы, вбирать в себя лучшее из опыта коллег и делиться своими наработками. Она вспомнила также гастроли калмыцкого театра в Республике Алтай, когда зрителям в Горно-Алтайске были показаны замечательные спектакли «Я – Будда», «Араш» и фольклорное действо «Калмыцкая свадьба», под впечатлением от которых люди находятся, по ее словам, по сей день: «Все было ясно и без перевода с калмыцкого языка на алтайский – в каком направлении идет Будда, какой трагедией для калмыков стала депортация в годы войны. А во время «Калмыцкой свадьбы» подумалось о том, что обряды наши похожи. Да, языки у нас разные, но у вас сохранились древние слова, которые понятны нам. Услышав их, мы можем представить, о чем говорится».
«Наши актеры в Калмыкии побывали в 2009 году во время фестиваля «Желанный берег», но гастроли нашего театра в Элисте организованы впервые, я также в первый раз у вас в гостях», – продолжила Эмма Иришева. Она рассказала, как делегация добиралась из Горно-Алтайска через Новосибирск и Волгоград в Элисту: «Когда мы приехали в Волгоград, увидели Мамаев курган и полюбовались им. Затем сели в автобус и долго ехали по степи. Иногда, посмотрев вдаль, мы думали, что, возможно, совсем рядом море, но это оказывался мираж. …И такая красота в степи: тишина и длинная дорога, животноводческие стоянки».
Гостья республики отметила «сакральность и таинственность степи» и духовную связь алтайского и калмыцкого народов, которая, по ее мнению, никогда не прервется, внешнюю схожесть наших народов. В Элисте же ей более всего понравился архитектурный стиль, его верность буддийским традициям, компактность здания драмтеатра и ощущение комфорта в нем.
Кратко Эмма Александровна рассказала о Национальном драматическом театре им. П.К. Кучияк. В 1936 году было подписано постановление Ойротского облисполкома об организации национально-театральной студии. Днем же рождения театра считается день премьеры спектакля «Золотая заря» Павла Кучияк, чье имя носит теперь учреждение, – 24 марта 1977 года.
В настоящее время Национальный драматический театр имени П.В. Кучияк – единственный театр Республики Алтай. В театре 34 актера, окончившие лучшие вузы – ГИТИС, высшее театральное училище (институт) имени Щепкина и другие; из них 15 имеют различные звания, в том числе федеральные.
Актеры играют роли на русском и алтайском языках. Родной язык они, между прочим, знают прекрасно. Одна из главных проблем – нехватка национальных драматургов, поэтому режиссеры ставят спектакли по повестям и романам алтайских писателей. В репертуаре имеются также русская и зарубежная классика, постановки по произведениям современных авторов.
Во время пресс-конференции, на которой присутствовала представитель отдела поддержки профессионального искусства, творчества и художественного образования Минкультуры и туризма РК Наталья Гаданова, гендиректор калмыцкого театра Галина Шураева и худрук алтайского театра Эмма Иришева поблагодарили Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, учрежденный Минкультуры РФ, и лично его гендиректора Елену Булукову за реализацию проекта «Большие гастроли».
Напомним, что Национальный драмтеатр имени Б.Басангова принимает участие в четырех направлениях данного проекта: федеральном, межрегиональном, для детей и молодежи, зарубежном.
В частности, рамках федеральной программы «Больших гастролей» в Калмыкии побывал Московский губернский театр, в рамках программы для детей – Луганский театр, по линии межрегионального направления – Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва им. Виктора Кок-оола.
С 11 октября калмыцкие зрители увидят постановки Государственного ордена Трудового Красного Знамени Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева.
16 и 17 октября впервые в Калмыкии будут представлены спектакли Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А.С. Грибоедова.
Фото Николая Бошева