Андрей Шутов, доктор исторических наук, декан МГУ, член Общественной палаты РФ:
– Во время встречи в Общественной палате Калмыкии мы говорили о задачах по сохранению языка. Это, безусловно, очень важная задача в деле формирования нашей исторической идентичности, ведь в нашем многонациональном государстве без того, чтобы каждый народ имел свой образ, образ прошлого, настоящего и будущего, невозможно сформировать общероссийскую идентичность, представление о современной России, ее историческом прошлом, спрогнозировать ее будущее. Акцент на развитии национальных культур, национальных языков является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации и, конечно же, входит в заботы, в том числе Общественной палаты России.
Современные учебники по истории, о которых также говорилось во время мероприятия, – предмет особой заботы и, если хотите, беспокойства общественности. В 90-е годы нам были навязаны совершенно особые, иногда негативные, интерпретации нашего исторического прошлого и на некоторые догматические сюжеты из советских учебников были даны «зеркальные ответы», то есть один негатив сменился другим. Я думаю, что это весьма печально, поскольку нам необходимо исходить из того, что память об историческом прошлом – это неотъемлемый элемент формирования позитивного образа России в современном мире. Если мы считаем, что история России – это череда бесконечных ошибок, то так и будут нашу страну воспринимать в мире (да и наше молодое поколение – тоже), поэтому нам необходимо озаботиться тем, чтобы мы правильно интерпретировали наше историческое прошлое в позитивном ключе.
Нам есть что вспомнить, у нас много положительного – того, что, к сожалению, иногда и в средствах массовой информации и в учительской среде, среди историков оттеняется, уходит куда-то вовне; муссируются какие-то негативные моменты, связанные с историческими событиями. Здесь нужны опять-таки правильные акценты, которые бы оказывали формирующее воздействие и воспитывали молодое поколение на лучших примерах нашей отечественной истории.
Фото Николая Бошева