Константин Максимов, профессор кафедры отечественной истории КалмГУ, доктор исторических наук:
– Степное Уложение Республики Калмыкия – основной закон, определяющий ее правовой статус как субъекта Федерации, был принят парламентом региона 5 апреля 1994 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации, частью которой она является. И я горжусь тем, что тогда, 25 лет назад, будучи депутатом Парламента Республики Калмыкия – Хальмг Тангч, избранного на переходный период в составе 25 человек из числа народных депутатов Верховного Совета республики девятого созыва, возглавлял рабочую комиссию по подготовке текста Степного Уложения.
В тот момент в республике было неоднозначное мнение по поводу принятия новой конституции. В процессе бурных дебатов на различных уровнях, публичных обсуждений положений разрабатываемого основного закона республики все же нам удалось найти оптимальный вариант Степного Уложения. В нем нашли отражение многие предложения, поступившие от общественности – всего, если не ошибаюсь, было более 80 дополнений и замечаний. Так что можно смело сказать, что вся республика, все жители Калмыкии причастны к этому событию в новейшей истории нашей государственности.
Особенность Степного Уложения состоит в том, что на фоне других основных законов национальных республик она выгодно отличалась тем, что она была более компактная по объему и содержанию. Мы не стали повторять, как другие, по сложившемуся за предыдущие советские годы номенклатурному принципу, все статьи российской конституции, а руководствовались лишь ее основными принципами. Так в нем нашли отражение такие понятия, как конституционный строй, права и свободы и предоставленное субъектам РФ право самим определять систему органов власти и управления, но с одной оговоркой – с соблюдением основного конституционного принципа разделения власти.
Отказавшись от дублирования, мы тем самым утвердили, что априори являемся частью России, находимся в едином правовом поле, руководствуемся едиными конституционными принципами. И это было оценено федеральным центром, который посчитал, что мы поступили мудро и верно. Единственный спорный момент касался внесенного нами в текст основного закона положения относительно возрастного ценза при выборе главы региона – таковым мог быть избран гражданин в возрасте до 65 лет. Нас вызвали на Конституционный суд РФ, указав, что мы ограничиваем права кандидатов на этот пост, к остальному содержанию претензий не было. Они даже постановление по данному вопросу не стали принимать – мы сами сняли это ограничение.
Таким образом, сегодня можно констатировать, что в свое время Калмыкия выработала, фактически с первой попытки, вполне жизнеспособную конституцию. Несмотря на то, что в первое время после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации федеральное законодательство на его основе только формировалось, было не достаточно развито, и мы в этих условиях вынуждены идти своим путем, методом проб и ошибок, основной вектор развития государственности был выбран нами правильный. И то, что основополагающий документ оказался работающим, доказала последующая правоприменительная практика.
Кстати, отдельные законы Республики Калмыкия, созданные на основе данной конституции, впоследствии даже изучались в учебных заведениях страны. В частности, студенты Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы изучали на лекциях калмыцкий закон о введении рыночных отношений. Мы же первыми в стране приняли такой отдельный нормативный правовой акт. И за рубежом тоже это было отмечено – что первым из регионов вставшей на путь демократического развития России закон о введении рыночных отношений был принят в Республике Калмыкия.
То есть в определенном смысле мы шли на шаг впереди остальных. Например, мы также первыми в России упразднили Советы народных депутатов. Это произошло 30 апреля 1993 года, а в России их упразднили только почти через полгода – 21 сентября 1993 года, в восемь часов вечера Президент России Борис Ельцин выступил по центральному телевидению и объявил об упразднении системы советов. И в тот же вечер у нас по факсу запросили документы об организации местного самоуправления в Калмыкии. Тогда в республике уже вовсю шел процесс формирования новых органов представительной власти – первыми шагами стало принятие закона о высшем органе законодательной власти, затем введение института представителей Президента РК на местах и выборных органов МСУ.
Хотелось бы в связи с этим отметить, что тогда, 25 лет назад, взаимоотношения субъектов Российской Федерации, прежде всего, национальных республик, с федеральным центром складывались весьма непросто. В действовавшей до 1993 года Конституции РСФСР не был четко определен путь развития страны, какая будет федерация – конституционная или договорная. Напомню, что согласно федеративному договору, подписанному в марте 1992 года, национальные республики были объявлены суверенными государствами. Поэтому была серьезная опасность для государственности молодой России, когда ее суверенные члены могли реально воспользоваться правом на отделение.
Но с принятием новой российской конституции наша страна начала развиваться как федеративное государство: в ней определены конкретные типы субъектов Федерации и была закреплена возможность выстраивания договорных отношений при распределении полномочий, предметов совместного ведения, предметов ведения конкретного субъекта в соответствии с Конституцией РФ на основе законодательства РФ. То есть пошли конституционным путем развития.
Договорные отношения между тем тоже развивались – к концу 20 века, то есть к 1999 году, было заключено уже 50 договоров между федеральным центром и субъектами РФ в части перераспределения полномочий. Надо отдать должное Владимиру Путину, который нашел путь укрепления федеральной власти – принял решение о создании федеральных округов. Они явились скрепой формируемой с того момента властной вертикали. Так что и в этом смысле Конституция Российской Федерации оказалась важнейшим документом, направленным на укрепление единства, целостности территории страны и признания единого суверенитета нашего государства.
Фото из Интернета