На прошлой неделе Элиста впервые стала местом проведения заседания Экономического совета Ассоциации «Юг» с участием представителей органов государственной власти Калмыкии, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края – субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ. Мероприятие прошло под руководством Главы РК Алексея Орлова, с 2015 года являющегося председателем совета Ассоциации экономического взаимодействия субъектов ЮФО.
В заседании приняли участие председатель Экономического совета ассоциации «Юг» Игорь Галась, занимающий должность заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министр экономики Краснодарского края Александр Руппель, заместитель председателя правительства Астраханской области – министр экономического развития Элина Полянская, начальник управления стратегического планирования и административной реформы комитета экономики Волгоградской области Светлана Абдрашитова, заместитель министра экономического развития Ростовской области Любовь Жадан.
Калмыкию представляли Председатель Народного Хурала (Парламента) РК, заместитель председателя совета Ассоциации «Юг» Анатолий Козачко, глава правительства республики Игорь Зотов, министры финансов, экономики и торговли Очир Шургучеев и Эрдени Болдырев, начальник управления по развитию электронного правительства РК Константин Патрушев, руководитель калмыцкого УФАС Манца Сангаджиева, депутат Народного Хурала, глава комитета по бюджету, экономической политике, предпринимательству и собственности Эрдни Гагуев, председатель Торгово-промышленной палаты РК Надежда Ильянова, проректор Калмыцкого госуниверситета по экономике и инновациям Эльза Мантаева.
Члены совета обсудили реализацию федерального закона «О стратегическом направлении в РФ» субъектами ЮФО, опыт реализации государственных программ Краснодарского края, практику внедрения развития Стандарта конкуренции в нашем макрорегионе и организацию предоставления государственных и муниципальных услуг сельским товаропроизводителям в режиме «одного окна».
Открывая заседание, Алексей Орлов особо отметил роль Южного федерального округа в экономике России. По его мнению, он может и должен стать ее локомотивом. Несмотря на экономический кризис встране, сельское хозяйство у нас показывает стабильный рост. И именно житница – южные регионы – демонстрируют наибольшую положительную динамику сельхозпроизводства. По многим позициям Южный макрорегионзанимает лидирующее положение. Так, здесь сосредоточены 1/6 площадей зерновых культур в стране, более половины урожая семян подсолнечника, до 1/5 валового сбора овощей приходится на ЮФО.
Взаимодействие, экономическая координация всех субъектов Федерации в части развития сельского хозяйства, промышленности – задача номер один, которая стоит перед руководителями, правительствами регионов ЮФО, подчеркнул Алексей Орлов. И у субъектов округа есть определенный потенциал для того, чтобы рост сельхозпроизводства продолжался и в дальнейшем.
В частности, примером взаимовыгодного сотрудничества южных регионов является кооперация в сфере производства зерна. Валовой сбор зерновых в этом году превысит прошлогодний, это очевидный факт. Если в 2015 году ЮФО дал четвертую часть хлебного каравая всей страны, то в текущем году эта цифра будет превышена. Калмыкия, хотя в плане зернопроизводства и переработки зерна не обладает промышленными мощностями, как у соседей, той же Кубани и Ростовской области, где имеются огромные зернохранилища, также вносит свой вклад в пополнение хлебных закромов родины. Так, в этом году нашей республике удалось собрать небывалый урожай зерновых – 480 тонн, чего не наблюдалось уже давно. И стоит порадоваться за наших земледельцев, которые благодаря сложившейся за последние годы системы кооперации с агрохолдингами соседних регионов, наверняка не останутся внакладе.
То же самое можно сказать в отношении переработки овощей и фруктов. Калмыцкие аграрии в последние годы активно включились в это направление, причем процесс производства овощей у нас ведется на возрожденных орошаемых землях с использованием передовой технологии капельного орошения. Овощеводы Черноземельского, Лаганского, Яшкульского районов работают в тесной кооперации со своими коллегами из Астраханской области, где имеется разветвленная сеть овощехранилищ и консервных заводов, в части хранения, переработки и дистрибуции своей продукции.
«Я уже не говорю об основной специфике нашего региона – животноводстве», – добавил Глава Калмыкии. В настоящее время в республике действуют 11 крупных и средних производств, специализирующихся на переработке мяса крупного, мелкого рогатого скота. Близлежащие регионы – Дагестан, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области кооперируются с нашими переработчиками. Яркий пример – проект мясокомбината «МИТЭКО», построенного в Сарпинском районе, который сейчас с успехом осваивает мясные рынки близлежащих регионов и российской столицы. Помимо реализации поголовья, которое имеется на территории степного региона, есть интересные предложения от скотоводов-соседей. В частности, на протяжении двух лет сельхозтоваропроизводители Волгоградской, Ростовской областей, заинтересованные в том, чтобы не нести издержки на транспортировку сдаваемого на убой скота, задействуют производственные мощности калмыцких предприятий. И примером такого взаимовыгодного сотрудничества можно привести много, сказал Алексей Орлов.
Для того чтобы зародились горизонтальные связи внутри Южного макрорегиона и эти совместные проекты приносили пользу экономике его краев, областей и республик, а значит и всем жителям округа, необходимо стратегическое планирование. Оно должно быть как на уровне субъектов РФ, входящих в федеральные округа, так и в контексте общей федеральной стратегии развития. С этой целью и был принят федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».Во исполнение его в настоящее время все субъекты РФ разрабатывают собственные региональные стратегии развития, которые будут объединены в федеральные, а те, в свою очередь, лягут в основу новой концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации взамен потерявшей актуальность «Стратегии 2020». О проблемах реализации этого закона и связанных с ним правительственных поручений и зашла речь на состоявшемся заседании.
Надо отдать должное властям регионов – во многих из них еще задолго до этого были приняты соответствующие нормативно-правовые акты. К примеру, в Краснодарском крае такой документ разработан еще в 2008 году, но, как отметил в своем выступлении министр экономики Краснодарского края Александр Руппель, он не являлся пошаговой дорожной картой, как это требуется сейчас. То было просто видение социально-экономического развития края с учетом его особенностей и возможностей без особой увязки их с федеральными перспективами. Хотя план был вполне конкретный и жизнеспособный, его удалось выполнить практически по всем целевым показателям.
Как следовало из выступлений его коллег из других регионов, имеющийся у них опыт стратегического планирования можно назвать неудачным ввиду неопределенности экономических процессов в стране, по этой причине трудностей в управлении, из-за чего невозможно долгосрочное планирование и прогнозирование результатов.
По мнению начальника управления стратегического планирования и административной реформы комитета экономики Волгоградской области Светланы Абдрашитовой, федеральный центр должен определиться, прежде всего, со сроками разработки стратегии социально-экономического развития РФ. И самое главное – подать пример качественной экспертной работы, которая оставляет желать лучшего, учитывая печальный опыт создания «Стратегии 2020». На рынке консалтинговых услуг в этом плане хороших предложений немного, и за них просят слишком дорого при неочевидности того, что качество исполнения соответствующих заказов будет на достойном уровне.
При разработке новой концепции желательно изменить критерии, по которым должно строиться планирование развития регионов и страны. В частности, до минимума сократить количество показателей социально-экономического развития (в «Стратегии 2020» их было 19), оставив лишь реально выполнимые, считает Абдрашитова.
По такому же рациональному пути следует идти и при разработке государственных программ, являющихся эффективным инструментом стратегического планирования и ставших результатом внедрения во всей вертикали власти в России программно-целевого метода государственного управления. Как сообщил в своем докладе Александр Руппель, Кубань – лидер в ЮФО в плане разработки и успешной реализации госпрограмм. В регионе они заработали с 2014 года, тогда как федеральное правительство рекомендовало это делать, начиная с 2016-го. Кроме того, администрации губернатора и правительству края удалось оптимизировать такую сложную и неблагодарную работу, как составление и обнародование ежегодного доклада об итогах выполнения программ. Документ на 200 с лишним страниц, трудный в восприятии, практически никем не читаемый, сократили в объеме за счет использования инфографики, а также уменьшили количество целевых показателей, исключив дубляж и привязав их к конкретным результатам.
Конкурентная политика является основой для сильной экономики. В 2015 году распоряжением правительства России утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах РФ,в 2017-м по итогам оценки 2016-го будет составлен доклад о ситуации с его исполнением, где в числе прочих результатов мониторинга будет дана оценка деятельности глав регионов по созданию на своих территориях конкурентной среды.
Руководитель калмыцкого УФАС Манца Сангаджиева высказала свое мнение по этому поводу. ФАС России четко сказала, что разработка стандартов оценки развития конкуренции – прерогатива региональных властей. В территориальном органе антимонопольной службы по РК всего 10 сотрудников, и они в рамках своих полномочий пока оценивают три рынка.Если к ним добавятся еще восемь, как задумал федеральный центр, совершенно непонятно, как смогут справиться с этой задачей сотрудники службы, высказала недоумение руководитель УФАС по РК.
Интересными были выступления участников заседания экономического советаассоциации «Юг» и по вопросу организации предоставления государственных и муниципальных услуг сельским товаропроизводителям в режиме «одного окна», в том числе на базе региональных сетей центров и офисов «Мои документы».
К примеру, в Волгоградской области основательно подошли к реализации 601-го указа президента об обеспечении доступности госуслуг. По словам Светланы Абдрашитовой, в регионе действует 46 многофункциональных центров, 229 территориально обособленных пунктов «Мои документы» и 814 окон приемов и выдачи документов. С 2014 года полноценно осуществляются услуги для юрлиц и предпринимателей – в 10-ти муниципалитетах открыты 232 окна для работы с такими клиентами. В том числе при Сбербанке и Россельхозбанке созданы специализированные окна по обслуживанию сельхозтоваропроизводителей.
В прошлом году властиобласти пошли еще на один эксперимент – в режиме «одного окна» стали выдавать водительские удостоверения, а с текущего года в МФЦ появилась услуга выдачи документов ЗАГС и относящихся к сфере социальной защиты населения (прием документов на различные пособия). Причем в Волгоградской области финансирование деятельности МФЦ осуществляется в основном из регионального бюджета.
«Задача ассоциации «Юг» – чтобы каждый регион в рамках макрорегиона нашел свою нишу. Потому представляется очень важным иметь такую площадку, где можно сверить те направления экономического развития, те приоритеты, которые ставят перед собой субъекты для того, чтобы совместная работа принесла максимальный результат для улучшения жизни населения, как в социальной сфере, так и в производственной. Для этого необходима совместная работа по выработке стратегии, работа по повышению конкуренции в отдельных отраслях, как социальной сферы, так и производственных», – отметил, подытоживая заседание экономического совета ассоциации «Юг» его председатель Игорь Галась.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Эльза Мантаева, доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и инновациям Калмыцкого госуниверситета им. Б.Б.Городовикова, депутат Элистинского городского собрания:
– Проблема стратегического планирования является сегодня одной из актуальных – как для в страны в целом, так и для ее регионов.
Безусловно, для субъектов Южного федерального округа, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности, связанные с географическим расположением, уникальной историей, социально-экономическими характеристиками, данное направление также приобретает актуальность и значимость. Кроме того, на сегодня есть необходимость подготовки проекта стратегического развития этого макрорегиона, что несколько усложняет процесс стратегического планирования, который теперь приобретает комплексный характер.
В этой связи необходима координация усилий в данном направлении: в субъектах ЮФО нужно проводить работу, связанную с формированием общих подходов к политике размещения производительных сил, ключевых инвестиционных проектов, межрегиональных инфраструктурных объектов межрегионального значения.
Следует отметить, что у нас имеется определенный опыт в области стратегического планирования. Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года, инвестиционная стратегия РК до 2025 года, инвестиционная стратегия города Элисты до 2025 года – важнейшие документы, подготовленные за последние годы. При этом хотелось бы подчеркнуть, что это была совместная работа и конструктивный опыт взаимодействия представителей научной общественности и представителей органов государственного и муниципального управления.
Сегодня на повестке дня в нашей республике, а также в других регионах ЮФО, стоит разработка Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. И это, как и ранее, должна быть совместная работа науки, власти и бизнес-сообщества.