Неожиданное продолжение получила история героини нашей недавней публикации Зои Корчинской, дочери солдата Великой Отечественной войны Ивана Гавриловича Панафидина.
Напомним, Зоя Ивановна вместе со своей племянницей и внучкой – соответственно внучкой и правнучкой И. Панафидина Верой Кравцовой и Екатериной Корчинской – 18 октября побывали на мемориале «Мать – Родина» в селе Садовом Сарпинского района, на памятной плите которого увековечено имя их отца, деда и прадеда.
Место захоронения участника Великой Отечественной войны уточнено благодаря помощи наших земляков, в первую очередь подруги Веры Николаевны – Кермен Завгородней, обратившейся за информацией в республиканский военкомат. Как мы уже сообщали, места захоронения солдата в двух разных документах – похоронке и ответе из Центрального архива Минобороны РФ – разнятся. В похоронке указано, что рядовой И.Г. Панафидин ранен в бою 2 января 1943 года и захоронен в селе Приютное Калмыцкой АССР, в 14-ти километрах от реки Маныч. Согласно же ответу на запрос из Центрального архива Минобороны, «по документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что рядовой Панафидин Иван Гаврилович 1906 года рождения, место рождения и призыва не и указаны, погиб в январе 1943 года, похоронен в селе Садовое Сарпинского района Калмыцкой АССР».
Здесь же отмечается, что «в графе «адрес родственников» записано Панафидина Анна Васильевна (жена Ивана Гавриловича – авт.), проживала в Пензенской области, Кузнецком районе, селе Л-Безобразовка (Лесная Безобразовка)»».
Дело в том (и об этом ранее, когда родные Ивана Гавриловича только прибыли в Калмыкию, чтобы поклониться месту, где покоится солдат, мы уже рассказывали – авт.), что еще до войны, в 1939 году семья Панафидиных из Пензенской области переехала в Туркмению, и Зоя, младший, девятый по счету ребенок, родилась в поезде. Жили в колхозе. Сейчас из девяти братьев и сестер Зоя Ивановна одна на этом свете, ей послезавтра, 24 октября, исполнится 80 лет. Все эти годы жила и живет в Туркмении, которая в 90-е годы прошлого века стала для нас, россиян, ближним зарубежьем. Здесь же, в Ашхабаде, живет и ее сын с семьей. Дочь сына зовут Екатерина, она и сопровождала бабушку, отправившуюся на время в Россию, в гости к племяннице Зои Ивановны – полковнику медицинской службы, ветерану боевых действий Вере Кравцовой, живущей в Краснодаре. И во время этой поездки в страну, откуда родом Иван и Анна Панафидины, Зоя Ивановна решила поехать и в Калмыкию. Сотрудники военкомата по Сарпинскому и Малодербетовскому району сообщили Кермен Завгородней, что фамилия И.Г. Панафидина увековечена на памятной плите мемориала в Садовом «Мать – Родина».
Получив эту важную весть от Кермен, родные участника войны прибыли в нашу республику. На месте захоронения отца, деда и прадеда, успевшего повоевать всего-то год, не могли сдержать слез. Возложили памятный венок и живые цветы, поблагодарили собравшихся (в честь большого события был организован митинг с участием представителей разных поколений жителей села), побеседовали за чашкой чая с представителями администрации района и председателем Совета ветеранов, договорились о том, что общение обязательно будет продолжаться. А на следующий день поехали домой к Вере Николаевне, в Краснодар.
И вот тут, в пути, на трассе Элиста – Ставрополь, близ села Приютное, они остановились у обелиска в виде пули, рядом с которым установлены несколько памятных плит. «Этот обелиск мы увидели, когда ехали из Краснодара в Элисту. Сразу поняли, что это он воздвигнут в честь бойцов, и решили на обратном пути обязательно поклониться памяти погибших, что и сделали», – рассказала в эксклюзивном интервью «Степным вестям» Вера Кравцова.
Прочитав первые строки на одной из памятных плит, родные Ивана Панафидина поняли, что они находятся на той самой земле, где в далеком 1943 году принял свой последний бой Иван Гаврилович.
«Бои за Маныч навсегда войдут ярчайшей страницей в историю Великой Отечественной войны» – эта строчка крупными белыми буквами на черном граните видна издали. Представляю, какие чувства испытали родные участника войны, ведь здесь, близ небольшого населенного пункта, у незнакомой им речки в холодном январе 1943 года был ранен их отец, дедушка, прадед.
«…Зеленая ракета взвилась над Манычем. Огонь орудий и пулеметов обрушился на врага. Цепи поднялись. Обмерзшая одежда гудела, как жесть.
Подойдя к берегу в тридцатиградусный мороз, батальоны обнажались по пояс и во главе с командирами медленно и тихо спускались вниз.
Люди ломали своим телом дряблую ноздреватую корку льда, и, погружаясь по пояс в густую воду, двигались вперед с одеждой и орудием над головами. Только выйдя из воды, они замечали, что покрываются ледяной корочкой.
Быстро одевшись в сухую одежду, бойцы врасплох для немцев ворвались в их траншеи и штыками обратили врага в бегство», – прочли Зоя Ивановна, Вера Николаевна и Екатерина на памятной плите. Именно так, а, может быть, еще страшнее, суровее были январские дни сорок третьего года на этом кусочке земли.
На другой плите увековечены имена воинов, павших на этой территории. Они, как и Иван Панафидин, погибли в боях с врагом в первом месяце 1943 года.
«Да, конечно, мы поняли, что именно здесь, как известила похоронка, 2 января 1943 года в 14 километрах от реки Маныч и был последний бой Ивана Гавриловича. Но как получилось, что захоронен он на территории другого, Сарпинского, района, в селе Садовое? Возможно, был тяжело ранен и умер по пути следования в госпиталь в Сталинград?», – поделилась мыслями с корреспондентом «Степных вестей» Вера Николаевна.
Член Совета старейшин при Главе РК Сергей Ершов, к которому я обратилась после разговора по телефону с Верой Кравцовой и поведала ему историю бойца, рассказал о значении боев, проходивших в январе 1943 года близ реки Маныч, и о самом памятнике. Дело в том, что обратиться именно к С. Ершову порекомендовал ветеран поискового движения, командир поискового отряда «Калмыкия» Игорь Кравчук, автор проекта обелиска именно в форме винтовочного патрона. Сергей Григорьевич – автор, инициатор проекта «Поклон Солдатам Великой Победы!», в рамках которой и установлен такой памятник в Приютненском районе. Суть проекта «Поклон Солдатам Великой Победы» – поиск бойцов, воевавших в составе 28 и 51 армий и погибших при защите и освобождении республики; уроженцев Калмыкии, павших на фронтах Великой Отечественной войны и увековечение памяти ранее неизвестных имен павших бойцов.
«Обелиск, который увидели родные солдата Панафидина, мы установили в рамках проекта «Поклон Солдатам Великой Победы» в 2015 году; вначале здесь были увековечены имена нескольких воинов. Потом мне во время работы в архивах удалось найти фамилии порядка 250 человек, и мы установили дополнительно мемориальные плиты по обе стороны обелиска. Эту работу мы, активисты проекта, провели с администрацией Приютненского района, Апанасенковского района Ставропольского края при поддержке Управления ФССП по РК», – рассказал Сергей Григорьевич. Дело в том, что бои на Маныче – это бои и за освобождение Дивного, центра указанного района. Приютное было освобождено от фашистов 1 января, и наши войска двинулись на Маныч, где бои шли 17 дней – вот почему такие большие потери.
Ершов напомнил, что в рамках проекта обелиски установлены не только в Приютненском, но и в других районах.
Во время разговора с Сергеем Григорьевичем я задала ему вопрос, ради которого позвонила по телефону известному поисковику: «Возможно ли на памятной плите у обелиска близ Приютного указать, что здесь принял свой последний бой, был ранен уроженец Пензенской области Иван Григорьевич Панафидин?». Дело в том, что родные погибшего солдата считают, что Ивана Гавриловича, тяжело раненого в бою у реки Маныч, могли далее отправить в госпиталь в Сталинграде, затем снять с эшелона в Садовом, где он скончался. Вот почему в ответе из Центрального архива Минобороны значится: похоронен в селе Садовое Сарпинского района
– Нужно, чтобы для этого имелись основания, то есть документы, – ответил собеседник.
Копии похоронки, ответа из Центрального архива Минобороны, предоставленные автору этих строк Верой Кравцовой, я передала автору и инициатору проекта «Поклон Солдатам Великой Победы!».
Не сомневаюсь, что Сергей Григорьевич отнесется к вопросу с душой, ведь военной тематикой он занимается несколько десятков лет. С того самого времени, как он был заместителем директора по воспитательной работе Воробьевской школы и вместе с художником – оформителем местного колхоза «Дружба» Иваном Степановичем Быхаловым создавал школьный музей боевой и трудовой славы. Позже на посту заведующего районным отделом образования, заместителя руководителя УФССП по РК много внимания уделял патриотическому воспитанию, теме войны.
Есть еще причина особого отношения собеседника к теме войны. На фронте во время Великой Отечественной войны воевали отец и два старших брата, один из них пропал без вести.
И немного об обелиске у села Приютное. По словам Сергея Ершова, именно Игорь Кравчук в феврале 2015 года предложил главе Приютненского района Ивану Кравченко ко Дню Победы изготовить и установить памятник-обелиск для увековечения памяти советских воинов, павших в январе 1943 года в боях на рубеже реки Маныч. Игорь Степанович и показал главе района Ивану Кравченко фотографию обелиска в форме патрона (основой ему служила асбестоцементная труба), который поисковый отряд «Калмыкия» изготовил своими силами и установил годом ранее в Яшкульском районе в урочище Сянцык – в том месте, где поздней осенью 1942 года проходили ожесточенные бои. Подобный обелиск Игорь Степанович предложил установить на территории Приютненского района. Иван Васильевич идею поддержал, было определено место для памятника.
Но затем возникли трудности, связанные с изготовлением памятника и его установкой. Помогли члены поискового отряда «Санл» («Память»), действующего при Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, и прежние коллеги, близкие товарищи С. Ершова: сотрудники Управления оказали посильную материальную поддержку. Они внесли средства в фонд создания памятника и приняли непосредственное участие в его установке и подготовке к торжественному открытию.
«Михаил Лиджиев, мой прежний сослуживец, помог подобрать нужного диаметра металлическую трубу – основу обелиска. Житель Элисты, сварщик Сергей Тыртычный усовершенствовал конструкцию, подобрал комплектующие материалы и вместе со своим помощником провел основные сварочные работы. Металлическая конструкция получилась объемной, решили доставить ее для окончательной сборки в Приютное. Там в течение одного-двух дней сварщик Виталий Амзоян вместе со своим другом Антоном Святохой завершили оставшиеся работы, с помощью специального оборудования окрасили монумент и на личном транспорте доставили его на Левый остров к месту установки», – рассказал С.Ершов.
Таким образом, проект был поддержан многими людьми, для которых сохранение исторической памяти, истории нашей страны – дело важное. И хорошо, что проект продолжается, уточняются списки героев, вносятся на мемориальные плиты имена тех, кто защищал нашу страну во время самой кровопролитной, жестокой войны.
И самое главное: ознакомившись с предоставленными нами документами, Сергей Ершов сообщил, что в большей степени вероятности Иван Панафидин погиб и похоронен в Приютненском районе, в районе реки Маныч, как и указано в похоронке.
Мы думаем, что у родных погибшего солдата еще будет повод приехать в Калмыкию вновь.
Фото Екатерины Корчинской