Как уже сообщалось, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод выступил с заявлением о том, что намерен обратиться к министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой о том, чтобы положительно было рассмотрено обращение общественности Республики Калмыкия по вопросу присуждения 23-м жителям региона звания Героя Советского Союза, которого они так и не были удостоены по разным причинам, в том числе в связи с депортацией калмыцкого народа.
В эксклюзивном интервью «Степным вестям» известный правозащитник, который находился в Элисте с кратким рабочим визитом, прокомментировал свою позицию по данному вопросу, а также высказал мнение по поводу скандальных высказываний спикера хакасского парламента.
– Я несколько дней назад узнал о выступлении спикера Верховного Совета Хакасии Владимира Штыгашева, где он неодобрительно высказался о роли калмыков в годы Великой Отечественной войны, по сути, оправдав депортацию калмыцкого народа, и о той болезненной реакции, которая последовала со стороны общественности Калмыкии.
Это совпало с моим визитом в Элисту, который являлся плановым, он связан с рядом обращений, которые поступили в Совет по правам человека при Президенте РФ. Вопросы касались нарушения прав по одному уголовному делу. По этому поводу у меня состоялись встречи с прокурором республики, и. о. руководителя управления Следственного комитета по РК. Я привлек внимание силовых структур, чтобы они провели проверки по данным обращениям.
Кроме того, поездка была связана с деятельностью возглавляемой мною Ассоциации «Гражданский контроль», которая традиционно занимается подготовкой и проведением выборов. Для этого я встречался с председателем Избирательной комиссии республики Александром Дикаловым. Мы обсудили готовность местных организаторов выборов к предстоящим избирательным кампаниям, федерального и местного уровней. «Гражданский контроль» готов включится в общественный контроль за выборами, для этого мы заинтересованы взаимодействовать с региональной Общественной палатой, оказывать помощь в подготовке к голосованию.
Также у меня состоялись встречи в правительстве региона, в ходе которых поднималась тема межнациональных отношений и в целом общественно-политическая ситуация в республике. Я знаю о том, что некоторые общественные деятели продолжают обращаться в администрацию Главы РК с требованием принятия властями региона решительных мер, обращения в органы прокуратуры с тем, чтобы привлечь к ответственности Штыгашева.
На мой взгляд, глава республики, региональная Общественная палата, старейшины сделали необходимые заявления, осудили это высказывание спикера парламента Хакасии. Теперь дело за его коллегами-депутатами. Я считаю, они должны выразить недоверие своему главе, так как он не достоин занимать столь высокий пост, потому что позволил себе такие высказывания, которые порождают социальную напряженность, разжигают национальную рознь, оскорбляют национальные чувства калмыков.
Как выяснилось, имеются архивные документы, фотографии, описание событий касательно указов о присвоении звания Герой Советского Союза 23-м уроженцам Калмыкии, но награждения так и не состоялись. В частности, не были подписаны указы в отношении воинов калмыцкой национальности, поскольку началась депортация народа, и эти люди были отозваны с фронта, вместе с основной частью калмыцкого населения направлены в ссылку. Как мне сообщили, из этих 23-х солдат до сих пор здравствует ветеран Тимофей Яковлевич Кутыгин.
Также стало известно, что руководство республики готовит обращение к федеральным властям о том, чтобы восстановить историческую справедливость. Поскольку были основания для награждения солдат, их надо заново рассмотреть, довести до конца процедуру принятия документов, чтобы награда все-таки нашла своего живого героя, а по остальным 22-м награжденным посмертно соответствующие документы переданы их потомкам.
Касаясь действий властей и общественности региона, я бы предложил также, чтобы в год празднования 75-летия Великой Победы в Элисте была дополнена Аллея Героев Великой Отечественной войны, чтобы там были увековечены имена и тех, кто был награжден, и тех, кто не дождался награды.
Со своей стороны я как член Совета по правам человека готов по приезде в Москву написать министру обороны соответствующее письмо, чтобы обратить его внимание на этот вопрос. Вчера я направил справочную информацию статс-секретарю, заместителю министра Николаю Панкову, позже буду связываться с министерством, чтобы узнать их реакцию.
Тема депортации репрессированных народов периодически поднимается в общественном пространстве. Я в свое время был на съезде репрессированных кавказских народов и слышал выступления чеченцев, балкарцев и представителей других национальностей, которые в годы войны в считанные дни были сорваны со своих насиженных мест, отправлены в ссылку. Это повлекло массовую гибель людей в тяжелых условиях адаптации в местах спецпоселений и другие роковые последствия для этих народов. В то же время известно о братской помощи народов Средней Азии, где оказались репрессированные. Знаю, что, например, в Казахстане помнят о трагедии 75-летней давности, эта тема отмечается в социальной рекламе, информационных материалах.
Мы со своей стороны должны добиваться того, чтобы, во-первых, оставшиеся в живых репрессированные граждане получали необходимую социальную поддержку, чтобы у них были соответствующие жилищные условия. Во-вторых, эту тему нужно закреплять в исторической памяти – в музеях, произведениях литературы и искусства, в информационном пространстве. Я знаю, что в Калмыкии тоже есть мемориал, посвященный репрессированным народам, в музее видел информацию о периоде ссылки калмыков.
Тема очень больная, трагедия 28 декабря 1943 года по сей день в памяти многих людей, и, походя ее осквернять, как это сделал недобросовестный политик, просто преступно. Не может быть коллективной ответственности народа за своих не лучших представителей, есть отдельные люди, которые переступили закон, но основная масса героически сражалась на фронте и переживала тяготы в период депортации.
Спекулировать на этой теме недопустимо, иначе мы с вами просто скатываемся до тех фальсификаторов истории, которые, живя в других странах, постоянно сыпят соль на наши раны, оскорбляют национальные чувства россиян. К счастью, на Западе есть большая часть здравомыслящих людей, которые с этим не согласны, выступают за поиск истины о событиях тех лет, продолжают охранять памятники советских воинов на территории Восточной Европы.
Кстати, в первой половине марта на базе Комитета по международным делам Госдумы пройдет круглый стол, посвященный исторической памяти о Великой Отечественной войне, на котором будет обозначена проблема и борьбы с осквернением памятников в Европе, сохранения истории в целом. На этом мероприятии Московское бюро по правам человека – российская правозащитная организация, которое я основал и возглавляю на протяжении 17 лет, будет презентовать доклад, где будет сказано об этой проблеме – ампутации памяти. И в своем выступлении я, конечно, расскажу об инциденте с выступлением Штыгашева.
– Александр Семенович, на мой взгляд, не так страшны попытки исторической фальсифакции, предпринимаемые за пределами России – накинуть платок на роток на всех невозможно, как вот такие факты ужасающей лжи, озвучиваемые в нашей стране. Именно поэтому для нас, россиян, актуальным является сохранение и распространение правды о Великой Отечественной войне. Говоря об этом периоде нашей истории, необходимо, в том числе, восстановить справедливость в отношении участия в ней и проявленного героизма малых народов, которые, несмотря на это, были подвергнуты по надуманному поводу депортации. Это впоследствии признано актом сталинского геноцида.
На сегодняшний день реализация закона о реабилитации репрессированных народов фактически полностью возложена на власти регионов, которые несут бремя по выплате пособий и обеспечению иных льгот жертвам сталинской депортации. Я уже не говорю о том, что фактически с момента принятия этого закона под сукном находится вопрос о территориальной реабилитации этих народов. И сейчас, на волне общественных настроений, вызванных клеветой Штыгашева, в социальных сетях многие жители Калмыкии высказывают мнение: пора уже поставить перед федеральным центром вопрос о том, чтобы он взял на себя ответственность в решении этих проблем. Что вы думаете по этому поводу?
– Действительно, есть такая проблема. Исполнение всех необходимых мер по выплате компенсаций репрессированным народам передано субъектам Федерации, хотя далеко не все они в состоянии нести такие расходы. В частности, это относится и к Калмыкии, где есть дефицит бюджета и в целом экономика региона находится в трудном положении. Поэтому, конечно же, федеральная власть не должна отстраняться от этой проблемы. Думаю, надо ее снова поднять и со стороны репрессированных народов, и со стороны правозащитных организаций, в частности, Совета по правам человека при Президенте РФ.
Я сам неоднократно в средствах массовой информации говорил о необходимости федеральным властям включиться в решение данного вопроса. Если будет возможность, то на следующей встрече членов совета с главой государства я хотел бы обозначить эту тему. Считаю, пока живы эти люди, они должны жить достойно, репрессированные должны получать социальную поддержку, также нужно подумать об их жилищных условиях и так далее.
– Вы правы, ведь по закону на улучшение жилищных условий могут претендовать из числа репрессированных граждан только ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории. В том числе недавно наделены этим правом строители военно-стратегической железной дороги Астрахань-Кизляр. Большинство же лиц со статусом репрессированных граждан к ним не относятся.
– В самом деле, эта тема как-то подзабылась. Был всплеск в период перестройки, когда обнародовали материалы о трагедии сталинских ссылок и были приняты нормативно-правовые акты в защиту прав и интересов реабилитированных лиц. Но потом она отошла на второй план. Люди у нас терпеливые, скромные, лишний раз не напоминают о своих бедах и проблемах. А ведь они тогда потеряли свое имущество. У нас нет закона о реституции для репрессированных, никто не борется за утраченное, но это не повод государству забывать об этих людях.
– Возвращаясь к теме Штыгашева, хотелось бы поинтересоваться вашим мнением как юриста относительно возможности привлечения его к уголовной ответственности. Как считаете, есть основа для инициации иска?
– Да, возможно обращение в суд с иском о защите чести и достоинства. Но еще, если есть такое желание, стоит обратиться в органы прокуратуры, чтобы ими была дана правовая оценка заявлениям спикера, которое можно расценить как разжигание межнациональной розни. Лично я вижу признаки такого уголовно наказуемого деяния.
– Давайте теперь поговорим о вашей работе как общественного наблюдателя на выборах. В настоящее время полным ходом идет подготовка к голосованию по внесению изменений в Конституцию России. Пока точной даты нет. Вам что-нибудь известно?
– Я знаю, что в середине февраля в Центризбиркоме состоится совещание с руководителями субъектовых избиркомов, где, видимо, и будут подробно объяснены вопросы, связанные с процедурой и сроками голосования. Должен выйти соответствующий закон. А пока идет обсуждение законопроекта, сбор проектов поправок, где общественники высказывают свои предложения. Эти пожелания передаются в рабочую группу, которая обрабатывает их и передает законодателю. Мне известно, что поступили уже десятки, сотни таких предложений, с некоторыми из них можно согласиться, с чем-то нельзя, ибо они откровенно абсурдны. Это видно по дискуссии в СМИ.
Тема совершенствования Конституции (Основного Закона) Российской Федерации вызвала интерес общественности. Я думаю, это неплохо. Основной закон служит совершенствованию органов управления, государственного строительства, защите прав граждан. То, что туда вносится целый блок социальных вопросов, закрепляющих прожиточный минимум, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, я считаю, хорошо.
Но есть и критическое мнение ряда правоведов, например, относительно предложения того, чтобы судьи могли отстраняться Советом Федерации. Я считаю, отстранение судей – исключительно прерогатива судейского сообщества, что служит обеспечением того, что судебная власть независима.
В любом случае сейчас идет работа над законопроектом поправок, грамотные правоведы следят за этим процессом. Несомненно, это общественно значимый процесс.
– Для большинства россиян такое будет происходить впервые в жизни, когда в порядке плебисцита будут спрашивать их мнение по столь значимому вопросу, как внесение изменений в Конституцию. Учитывая, что голосование планируется провести в самое ближайшее время, будет ли у нас время для раздумий и принятия решения?
– Согласен с вами. Я сам не сторонник принятия поспешных решений в чем-либо. И в данном случае спешка не есть благо, не во всем она понятна, объяснима. В интересах более четкой проработки документов, осознания гражданами этих процессов стоило бы это учесть.
Срок окончания принятия предложений по поправкам отодвинут до 14 февраля. До этого возможной датой голосования называлась середина апреля. 15 февраля будет совещание в Центризбиркоме, я думаю, что примерно в эти даты мы узнаем, когда состоится выборная процедура.
Фото из архива редакции