В офисах МФЦ начался прием заявлений о выдаче российского паспорта
С 1 февраля 2017 года в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по всей стране появились новые услуги – отныне в офисах «Мои документы» граждане России могут подать заявления на оформление и выдачу общегражданского паспорта, а также водительских удостоверений при их замене, утрате (хищении). Соответствующие положения содержатся в постановлении правительства РФ № 755 от 3 августа 2016 года.
О том, какова готовность системы МФЦ в Калмыкии к осуществлению новых полномочий, как осуществляется процедура замены паспорта, прежде являвшаяся прерогативой МВД, и какие еще услуги можно получить в режиме «одного окна», «Степные вести» поинтересовались у директора автономного учреждения РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Санджи Хулхачиева.
По словам Санджи Гаваевича, в связи с возложенными на них обязанностями первым делом они должны привести свою работу в соответствие с рекомендациями МВД относительно правил хранения, получения и выдачи паспортов. Данные нормативные документы были утверждены 13 января и в течение февраля соответствующие процедуры должны быть завершены. С 1-го числа подать заявление на получение паспорта можно в отделе МФЦ в 1-м микрорайоне Элисты, через неделю услуга будет доступна в допофисе МФЦ в 6 микрорайоне столицы республики и к концу месяца – во всех районных отделах МФЦ.
Прием документов на выдачу основного удостоверения личности гражданина РФ занимает согласно регламенту до 15 минут (это средний норматив), затем они передаются сотрудникам соответствующего отдела МВД, которые непосредственно занимаются оформлением паспортов. По окончании чего (как правило, процедура занимает 10 дней) готовый паспорт передается в МФЦ, где гражданин может его забрать.
В этом, собственно, и заключается основной смысл нововведения – сделать процедуру получения гражданами российского паспорта максимально удобной, в одном месте. Ранее людям приходилось, оставив соответствующее заявление в МФЦ, идти забирать готовый документ в паспортном столе МВД, по адресу: г. Элиста, ул. Пушкина, 20. Второе преимущество – график выдачи паспортов изменился, увеличившись по объему времени: теперь это делается с понедельника по пятницу, с 9 до 18 часов, без перерыва на обед.
Все действия, связанные с приемом документов, включая фотографирование гражданина, производятся в специальном окне сотрудниками, прошедшими необходимую подготовку. К слову, если мужчина или женщина (чаще всего, конечно, это бывают дамы) захочет принести свою фотографию, отредактированную в фотошопе, то сие, в принципе, не возбраняется. Но фото должно соответствовать нормативным требованиям к нему и быть индентифицируемым. То есть, к примеру, если человек имеет на лице родинку, а на снимке ее убрали, то такое фото на документ не будет принято. А вот цвет фотографии значения не имеет. Кстати, по словам сотрудников МФЦ, граждане предпочитают фотографироваться на паспорт в цвете.
Что касается оформления заграничного паспорта, то данная услуга, как сказал Хулхачиев, хотя и прописана в вышеуказанном постановлении правительства (речь в нем идет о загранпаспортах старого образца, сроком на пять лет), в МФЦ пока не доступна ввиду того, что еще не решен вопрос с поставщиком комплексов соответствующего оборудования. Первоочередная задача – наладить выдачу общегражданских паспортов в режиме «одного окна», но в ближайшей перспективе это станет возможным и в отношении заграничных.
Еще одним приоритетным направлением административной реформы является перевод услуг в электронный вид, чтобы как можно больше граждан начали пользоваться порталом «Госуслуги. Ру», который обеспечивает простой и эффективный поиск информации по государственным и муниципальным услугам. К нему человек может подключиться самостоятельно, не выходя из дома, зарегистрировавшись в личном кабинете, либо придя с паспортом в МФЦ, где сотрудники помогут ему получить логин и пароль. Кстати, они дают выход не только на портал госуслуг, но и открывают доступ к другим федеральным интернет-ресурсам. Также плюс услуг в электронном виде – скидка на госпошлины в размере 30%.
По словам Санджи Хулхачиева, за прошедший год специалистами АУ «МФЦ» было принято 8 тыс. 800 обращений граждан по предоставлению доступа к порталу «Госуслуги. ру». В целом в настоящее время АУ «МФЦ» предоставляется более 150 видов федеральных, региональных и муниципальных услуг. Только за 2016 год подразделениями МФЦ для жителей Калмыкии оказано 190 тыс. 845 услуг, из них 119 тыс. 577 федеральных (рост по сравнению с предыдущим годом на 58%), 3 тыс. 740 республиканских (на 52%) и 67 тыс. 528 муниципальных (на 74%). Также проведено свыше 55 тысяч консультаций.
«Наиболее востребованными у населения республики среди федеральных услуг являются услуги Управления Росреестра и Федеральной кадастровой палаты Россреестра по РК, а также МВД по РК, – сообщил Санджи Хулхачиев. – Среди региональных самыми популярными остаются услуги Министерства социального развития, труда и занятости РК. К слову, в 2016 году мы заключили дополнительное соглашение с данным министерством, благодаря которому на базе офисов «Мои документы» стало возможным принятие к имеющейся 21 региональной услуге еще 12-ти. В частности, жители Калмыкии теперь могут обратиться сюда за получением таких услуг, как назначение и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и многих других.
Среди муниципальных услуг бесспорным лидером являются услуги МКУ «ДЕЗ» в части выдачи справок о составе семьи, выписок из домовой книги.
В 2016 году был заключен ряд дополнительных соглашений с федеральными и региональными органами власти, в результате чего жителям республики стали доступны услуги Национального архива РК, Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, Федеральной налоговой службы, БТИ».
Важным направлением деятельности системы МФЦ является оказание услуг для бизнеса. В соответствии с заключенным в марте прошлого года соглашением с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства с 1 сентября в арсенале МФЦ появились три новые услуги. Это предоставление информации о формах и условиях финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, услуга по подбору по заданным параметрам информации о недвижимом имуществе, включенном в перечни государственного и муниципального имущества, а также предоставление информации об организации участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг. Для того чтобы калмыцкие предприниматели могли научиться разбираться во всех тонкостях госуслуг для бизнеса в электронном виде для них в ноябре 2016 года на базе КалмГУ был организован соответствующий семинар.
Кроме того, по словам директора АУ «МФЦ», в этом году планируется заключение агентского соглашения с Калмыцким отделением Сбербанка России, в соответствии с которым предполагается разместить одно окно в здании Сбербанка по ул. Ленина, 305, где будет оказываться весь комплекс услуг для предпринимателей – как начинающих (подать в электронном виде заявление о регистрации индивидуального предпринимателя, на открытие расчетного счета, изготовление печати), так и для уже действующих субъектов малого и среднего бизнеса, которым, допустим, требуется при оформлении кредитов на покупку коммерческой недвижимости на месте оформить все необходимые справки. Из уже действующих «опций» для калмыцких бизнесменов – услуга по выезду специалиста МФЦ по месту нахождения клиента для заключения различных сделок. Она, кстати, в нашей республике стоит значительно дешевле, чем в соседних регионах.
Безусловно, ввиду возрастающего ежегодно на порядок количества услуг, оказываемых МФЦ и обращения в них граждан, нагрузка на сотрудников МФЦ весьма велика. При открытии первого многофункционального центра в Элисте в январе 2013 года его штат состоял из 16 человек, и в нем оказывалось всего 30 видов услуг. В настоящее время система МФЦ по Калмыкии включает в себя два офиса в Элисте, отделы в каждом районном центре республики и разветвленную сеть из 42-х обособленных структурных подразделений в сельских муниципалитетах. Общая численность сотрудников выросла до 113 человек, которым все труднее справляться с громадным объемом работы. Особенно, если учесть, что в 2017 к имеющемуся перечню услуг добавятся оформление паспортов всех видов, прием заявлений о предоставлении гражданам РФ земельных участков по так называемой программе «дальневосточный гектар», расширения спектра дополнительных услуг в сфере автострахования и выдачи полисов ОМС.
Подготовке кадров специалистов многофункциональных центров, повышению их квалификации уделяется большое внимание. Основное требования – наличие высшего экономического либо юридического образования. Как правило, к ним приходят устраиваться выпускники Калмыцкого госуниверситета (предпочтение оказывается краснодипломникам), с которым у автономного учреждения имеется договоренность о прохождении стажировки студентов нашего главного вуза. За время стажировки студенты овладевают навыками слепой печати (согласно должностной инструкции специалист МФЦ должен уметь печать 10 пальцами со скоростью 150 знаков в минуту).
Обучение дополнительным организационным навыкам и возможность получить опыт работы с различными документами, приобщиться к широчайшей правоприменительной практике – в этом смысле работа в офисах «Мои документы» является для молодых людей отличным стартом в карьере. К тому же именно молодым специалистам легче всего трудиться посменно по довольно жесткому графику работы МФЦ: с 8 утра до 20 часов. При этом в работе учреждения по принципу «одного окна» все должны быть универсальными солдатами, чтобы каждый специалист мог принять клиентов по любому виду услуги.
В данный момент в двух МФЦ в Элисте работает 23 окна, из них 14 – в офисе в 1 микрорайоне и 9 – в допофисе по ул. Хрущева, 11. Все они находятся в приспособленных помещениях, но при этом здесь созданы все условия для работы с посетителями. По стандарту на каждое окно приходится 10 квадратных метров площади, в каждом офисе действует электронная очередь. К слову, мы посетили офис МФЦ в 1 микрорайоне в районе 17 часов, как нам сказали, в самый разгар приема посетителей, но обратили внимание на тот факт, что и пространство, и система работы офиса организованы рационально, так что особой толчеи не заметили.
Фото Николая Бошева