Тема пандемии коронавируса, с начала весны заполнившая все информационное пространство и, увы, прочно вошедшая в жизнь каждого из нас, на время отодвинула в сторону другие не менее важные проблемы, существующие в обществе. Так, на фоне борьбы с COVID-19 мы как-то подзабыли о том, что в Элисте уже два месяца действует режим чрезвычайной ситуации муниципального уровня в связи с взрывом бытового газа в доме № 15 второго микрорайона города.
30 апреля в Министерстве ЖКХ и энергетики республики состоялась встреча главы профильного ведомства Евгения Мамутова и сити-менеджера Элисты Дмитрия Трапезникова. Руководители обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия по ликвидации последствий техногенного происшествия.
Как сообщили «Степным вестям» в пресс-службе администрации калмыцкой столицы, на сегодняшний день признаны аварийными только два подъезда дома, это 54 квартиры, и они однозначно будут расселены. «Есть примерные наметки, где будет построен дом для переселенцев, но пока официальных документов на сей счет нет», – пояснили в пресс-службе горадминистрации.
Напомним, в результате взрыва газовоздушной смеси, произошедшего около 22 часов 26 февраля, два подъезда из четырех панельной девятиэтажки подверглись разрушениям значительной степени. В результате взрывав квартире на восьмом этаже первого подъезда был ранен один человек, госпитализированный с 50-процентными ожогами тела. Впоследствии мужчина был переведен из реанимационного отделения республиканской больницы в астраханский ожоговый центр.
Из-за опасности обрушения дома была организована экстренная эвакуация всех его жителей – вывели 220 человек, в том числе 90 детей, всего в этом доме зарегистрировано 295 человек. Спустя несколько дней жильцы третьего и четвертого подъездов смогли вернуться в свои квартиры, а проживавшие в первых двух, где находиться было небезопасно, поселились на съемных квартирах или разместились у родственников.
2 марта собственникам квартир, расположенных на первом-шестом этажах, разрешили, соблюдая меры предосторожности, пройти в свои жилища, чтобы забрать документы и предметы первой необходимости. Позднее, когда специалисты убедились, что несущие конструкции подъездов выдержат вынос крупных вещей, люди смогли забрать остальной скарб.
В целях оказания помощи на первое время пострадавшим жильцам руководством республики было принято решение о единовременной выплате в размере 10 тысяч рублей на каждого собственника жилых помещений. Эти деньги люди получили в течение трех-пяти дней после трагедии. Кроме того, по поручению главы региона в соответствии с разработаннымгорадминистрацией совместно с Министерством социального развития, труда и занятости РК административным регламентом предусмотрено возмещение затрат в сумме 15 тысяч рублей на каждого собственника, признанного пострадавшим. Выплаты осуществляются в случае, если аренда жилья оформлена по официальному договору.
Поначалу у некоторых квартиросъемщиков возникли проблемы со сбором необходимых документов, так как их арендодатели не относились к числу добросовестных налогоплательщиков. Но в итоге стороны уладили формальности, и все, кому нужна компенсация, ее на сегодняшний день получают.
Об этом и о других событиях в жизни жильцов дома № 15 второго микрорайона Элисты в телефонной беседе с корреспондентом «Степных вестей» рассказала председатель домового комитета Елена Городничая. Сама она также является пострадавшим лицом – женщина вместе с взрослым сыном проживала в квартире на шестом этаже того же подъезда, где произошел взрыв. В момент, когда это случилось, она шла на балкон сушить белье, и взрывной волной ее отбросило обратно в комнату.
По словам Елены Анатольевны, спустя два месяца после случившегося, судьба жильцов дома все еще остается неясной. На основании результатов двух экспертиз, проведенных ростовскими и астраханскими специалистами, администрация города официально признала первый и второй подъезды дома аварийными. Это – самое главное, считает Городничая.
При этом она высоко оценила работу столичных властей, в частности, лично главы администрации Элисты Дмитрия Трапезникова и его первого заместителя Константина Шурунгова в решении вопросов, связанных с оказанием помощи пострадавшим. «Даже в эти тревожные дни, когда все находятся на самоизоляции, про нас не забыли, не забросили, руководство Элисты постоянно находится на связи со мной как с домкомом и депутатом ЭГС», – с благодарностью говорит женщина.
Это подтверждает Анатолий Гавиров, который проживал в четырехкомнатной квартире на одной лестничной площадке с Городничей. Мужчина рассказал о том, что он уже дважды без задержек получал денежную компенсацию за аренду временного жилья. Кроме того, Анатолий Лиджигаряевич поведал, что его супруга, страдающая бронхолегочным заболеванием, получила из Минздрава республики предложение пройти лечение в одном из санаториев за пределами Калмыкии. Теперь они ждут окончания периода самоизоляции, чтобы отправиться на отдых в подмосковную здравницу.
Несмотря на постоянные контакты председателя комитета собственников дома № 15 второго микрорайона с чиновниками, на которые ее уполномочили жильцы, в вопросе расселения двух аварийных подъездов сторонам пока не удалось достичь консенсуса.
«Недавно я была на приеме у Дмитрия Викторовича по этому вопросу. Трапезников показал мне проект строительства дома для переселенцев в пятом микрорайоне, на месте бывшего аварийного дома № 6. Поехала по указанному сити-менеджером адресу, поговорила с людьми и узнала, что шестой дом пришел в непригодное состояние из-за близкого залегания подземных вод – влага попала под фундамент, образовалась глубокая трещина. Сейчас там пустырь огороженный, на этом месте должны были строить Ойрат-комплекс, но почему-то дело не пошло. И вот теперь предложили этот участок под строительство дома для переселенцев», – сообщила Городничая.
Когда домком рассказала об этом жильцам, те выразили категорическое несогласие с этим вариантом, поскольку в плане инфраструктуры расположение аварийного дома и того участка неравнозначно.«У нас рядом много магазинов, школ, детских садов, поликлиники относительно недалеко расположены. Плюс остановка рядом, а там очень далеко придется идти до маршруток – например, мне, инвалиду, это очень неудобно. И тот факт, что прежний дом стоял на зыбком грунте, также вызывает опасения. Мы считаем, нельзя там строить дом, тем более девятиэтажку хотят возводить», – выразила общее мнение жильцов Елена Городничая.
23 апреля состоялось собрание собственников, оно прошло с соблюдением всех мер безопасности: люди были в перчатках, масках, держали дистанцию. В решении собрания они выразили несогласие с предложением администрации г. Элисты о выборе для строительства нового дома земельного участка в пятом микрорайоне. Документ был направлен на имя Председателя Правительства РК Юрия Зайцева и руководителя администрации Главы РК ЧингисаБерикова.
В аппарате правительства региона «Степным вестям» подтвердили, что к ним поступило коллективное обращение жильцов дома № 15 второго микрорайона города Элисты, в котором обозначена вышеупомянутая позиция граждан. Данное обращение направлено на рассмотрение в администрацию города, сообщил представитель пресс-службы кабмина РК.
В своем обращении пострадавшие собственники также выразили заинтересованность в объективном расследовании обстоятельств ЧП. Жильцам дома сообщили о том, что следственный комитет вынес отказ в возбуждении уголовного дела по факту взрыва дома в связи с отсутствием состава преступления. В том числе в постановлении следкома, которое они получили на руки, указано, что следователи не установили вины хозяина квартиры, в которой произошел взрыв. И что будет дальше?Должна же быть найдена причина, из-за чего произошел взрыв, выражают недоумение люди,оставшиеся без жилья.
Домком убеждена в том, что человеческий фактор здесь не причем. «Парень из взорванной квартиры недавно вернулся из Астрахани после лечения. Мы встретились, поднялись на его восьмой этаж за вещами – ему самому еще тяжело, у него руки корочкой покрыты. Когда зашли в квартиру, он вспомнил, что в тот вечер зашел на кухню, чтобы прикурить. И в это время – грохот, ему в лицо ударило пламя. Сергей начал быстро его тушить, поначалу даже не понял, что у него контузия, и лицо, руки обожжены.
Когда все это случилось, первая мысль у людей была – дескать, в этой квартире газовое оборудование было неисправно. Но это не так. У него на кухне «умная» плита, поэтому исключен вариант, что конфорка от залитого чайника потухла, а газ шел и накопился. Скорее всего, утечка была где-то на магистрали, и она пошла в межпанельные швы, газ мог просочиться в квартиру через розетку, после чего и произошел взрыв. Это могло случиться в любой квартире, но рвануло у соседа на восьмом этаже.
Я неоднократно звонила в горгаз с требованием разобраться в причинах аварии. Заявила им, что когда все утрясется, я это так не оставлю. Знаю, что с «Газпромом» судиться очень тяжело. И сейчас мне пока не до них. Но мы все равно докажем, что газовая служба не предприняла никаких мер для надлежащего обследования оборудования и профилактики аварии», – заявила Елена Анатольевна.
Согласно графику плановых проверок ВГКО, размещенному на сайте АО «Газпром газораспределение Элиста», ее квартиру должны были проверить в ноябре прошлого года. Однако специалисты газовой службы к ней в то время не явились. «Я могу следователей завести в свою квартиру и показать, что у меня шланг находится в том же состоянии, что и в момент заселения. Никаких предписаний мне не давали. Зато когда произошел взрыв, газовики пришли в дом и начали, извините за выражение, выносить мозги жильцам третьего и четвертого подъездов. И, кстати, когда они производили запитку, у них регулярно была утечка. Это же говорит о чем-то?», – сообщила важные подробности домком.
Из разговоров с жильцами я выяснила и другие интересные моменты. Оказывается, дом № 15 в 2002 году возводился частями: вначале на сваях построили третий и четвертый подъезды, затем уже на другом фундаменте подняли первый и второй. Фактически это два разных строения, их разобщенность, скорее всего, и обеспечила большую устойчивость дальних подъездов при взрыве. Дом имеет единый кадастровый номер и общий адрес. Правда, непонятно каким образом все это удалось оформить в Росреестре, если в свое время он не прошел государственную приемку. То есть фактически все эти годы он не считается введенным в эксплуатацию.
Об этом на собрании 28 февраля заявилаГородничая, призвав в свидетели присутствовавшего на встрече министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК Виктора Джанжиева. До марта 2002 года он возглавлял Минархстрой республики и, конечно же, был в курсе истории этого проблемного дома, но от комментариев по данному вопросу тогда воздержался.
Есть еще примечательные детали, которые должны представлять интерес для следователей. Так, по словам старожилов дома, в начале 2010-х годов в одной из квартир на верхних этажах четвертого подъезда, принадлежавшей на тот момент высокопоставленному чиновнику администрации Элисты, было проведено автономное отопление. Принято считать, что в домах с центральной отопительной системой такие вещи проделывать запрещено, да и технически сложно, но для некоторых закон ведь не писан.
А еще несколько лет назад при строительстве объекта частной собственности, примыкающего к девятиэтажке, опять-таки без согласования с жильцами дома, предпринимателем была самовольно осуществлена врезка в газовую трубу. В результате оказался загорожен существовавший там проход, и к стене дома, где установлена заглушка, стало невозможно пробраться, чтобы проверить состояние газового оборудования.
Долгое время жители 15-го дома во главе с бессменным председателем домкома «воевали» за эту часть придомовой территории, пытаясь установить «статус кво» – хотели замежевать его, чтобы признать собственностью жильцов. Приватизация земельного участка под домом дала бы им право требовать от властей строительства нового дома на месте снесенных подъездов. Но администрация города не дала разрешение на это.
В отличие от сплоченной команды жильцов квартир, расположенных в первом и втором подъездах, у обитателей другой половины дома нет такого же согласия. В частности, житель четвертого подъезда пенсионер Михаил Джинцанов считает, что в сложившейся ситуации не стоит принимать скоропалительные решения. Говорит, большинство его соседей уже успокоились после ЧП и сегодня рады тому, что у них есть крыша над головой. Правда, люди опасаются, что если у них возникнет желание продать квартиру, то история с взрывом всплывет, и это негативно отразится на рыночной цене объекта недвижимости.
«Лично я свое жилье продавать не собираюсь. Слава богу, моя квартира не пострадала. Меня больше волнует вопрос капитального ремонта нашего дома. Считаю, взрыв бытового газа в доме является особым обстоятельством, которое может стать основанием для досрочного включения его в перечень МКД, нуждающихся в капитальном ремонте в первоочередном порядке. В том числе требуется замена старых лифтов, которые регулярно выходят из строя, несмотря на то, что они якобы капитально ремонтировались в 2017 году. Также необходимо провести работы по благоустройству придомовой территории. С этим ходатайством я хочу обратиться в соответствующие инстанции», – сказал Джинцанов.
Между тем, по словам Натальи (женщина просила не указывать ее фамилию), проживающей в третьем подъезде, в их случае мало вести речь о капремонте. Они не согласны с результатами экспертизы, проведенной в марте специалистами из Астрахани, свидетельствующими о том, что их и соседний подъезд сильно не пострадали и потому не могут быть признаны аварийными. Согласно актам поквартирного осмотра, в отдельных жилых помещениях третьего и четвертого подъезда эксперты зафиксировали трещины шириной не более одного миллиметра. Но жильцы утверждают, что спустя несколько дней после взрыва у них в квартирах перестали открываться окна, входные двери и пошли довольно глубокие межэтажные трещины. Эти повреждения можно заметить на фото, присланных Натальей.
Кроме того, по ее словам, в некоторых квартирах, куда вернулись жильцы, до сих пор отсутствует газоснабжение ввиду выявленных газовиками неисправностей оборудования. Людям насчитали немалые суммы за ремонт, да и покупка запчастей обошлась в копеечку, но из-за коронавируса все это пришлось отложить. В семьях с детьми и стариками на иждивении спасаются мультиварками и купленными электроплитами.
«При этом соседка говорит, что в ноябре 2019 года у нее был техосмотр. Есть акт. Все было хорошо. А теперь труба, видите ли, не соответствует нормам. Почему раньше не говорили?» – выразила недоумение Наталья.
В ответ на требования собственников квартир третьего и четвертого подъездов провести глубокую экспертизу технического состояния их части дома с применением особой техники и специального оборудования администрация города пригласила комиссию из Ставрополя. Специалисты приехали 25 марта, поставили маяки на стенах с целью мониторинга расхождения стен. Должны были приехать еще раз осматривать квартиры, но отменили приезд в связи с началом периода самоизоляции.
Кстати, о коронавирусе. В разговоре с жильцами дома я затронула и эту тему. Всякий раз, когда иду по делам в сторону центра или обратно на свой восьмой микрорайон мимо взорванной девятиэтажки, меня посещает мысль о людях из осиротевших подъездов. Как же тяжко им, маящимся по чужим углам, сейчас, в период карантина! Тут в родных стенах уже тошно находиться, а им-то и подавно.
Я спросила у Елены Городничей о самочувствии, поинтересовалась также, не заболел ли часом кто-нибудь из ее товарищей по несчастью? По ее словам, с соседями вроде все нормально, а вот с ней приключилась оказия. Женщина совершенно случайно оказалась контактной с человеком, бывшим в контакте с зараженным.
«В двадцатых числах марта, когда в моем присутствии происходила поэтапная процедура выноса вещей из квартир двух подъездов, я сильно замерзла, – поведала Городничая. – На следующий день совсем расквасилась, вызвала скорую. Температуры у меня не было, прописали горячее питье и таблетки от горла, и бригада врачей уехала. Это было 24-е число, а спустя полторы недели, когда я уже выздоровела, мне позвонили из поликлиники и сообщили о том, что я попала в круг контактных лиц, выявленных в цепочке на одном из первых очагов инфекции в республике.
«Как же так?» – возмутилась я, ведь ни с кем не контактировала, все дни сидела дома, чувствуя недомогание. Тогда мне сказали, что один из врачей той бригады осматривал пациента, у которого потом был подтвержден диагноз коронавирусной инфекции. На мое счастье, врач в тот приезд была экипирована по правилам, и еще при входе я им дала водку, чтобы они обработали руки. Меры предосторожности, как оказалось, никогда не бывают лишними, и дважды взятые у меня анализы показали отрицательный результат».
Надеемся, что столь же благополучный конец будет и у истории жильцов многострадальной элистинской многоэтажки.
Фото из свободных источников