Калмыцкая государственная филармония готовит цикл лекций-презентаций к 100-летию автономии Калмыкии. Материалы будут опубликованы на официальном сайте учреждения и в социальных сетях.
«Начать цикл мы решили с лекций о творчестве первого профессионального калмыцкого композитора Петра Очировича Чонкушова. Мы запланировали лекции, посвященные его симфоническому творчеству, песенным произведениям и инструментальной музыке», – рассказал художественный руководитель госфилармонии заслуженный деятель искусств РК Мерген Настинов. Он уточнил, что материал, который будет размещен в сети Интернет, в настоящее время готовит музыковед Калмгосфилармонии Ольга Дедникова.
«Этот год юбилейный для нашей республики. Будем праздновать столетие автономии, 90-летие Петра Чонкушова. В июне текущего года исполняется 60 лет Элистинскому колледжу искусств, который носит имя известного калмыцкого композитора и где работал Петр Очирович (юбилейные мероприятия учебного заведения в связи с введением ограничений из-за коронавируса перенесены на осень). Вот почему цикл видеолекций откроет лекция-презентация о жизни и творчестве П.О. Чонкушова. Мы расскажем о произведениях, которые он создал в завершение обучения в Казанской государственной консерватории, – «Калмыцкая сюита в четырех частях для большого симфонического оркестра» и Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Это серьезные произведения для выпускника высшего музыкального учебного заведения. Можно отметить, что к этому времени был уже известен в Калмыкии – прежде всего как автор песни на слова А.Балакаева «Элистинский вальс»; ему было 43 года, вместе с супругой воспитывал четверых детей.
Планируется обзор песенного творчества, благодаря которому Петр Чонкушов получил широкую народную известность, оперы-балета «Джангар», «Реквиема-воспоминания для чтецов, солистов, хора и симфонического оркестра»», – рассказала «Степным вестям» О. Дедникова.
«Петр Очирович родился и вырос в Москве. Как и большинство калмыков, был депортирован в Сибирь, а после депортации приехал в Калмыкию. Если бы он вернулся в Москву, ход развития музыкального искусства республики был бы, конечно, иным. Но решение о том, что приехать надо именно в Калмыкию, было принято его матерью, и Петр Очирович, прибыв сюда, стал погружаться в калмыцкое музыкальное творчество, развивать музыкальное искусство республики», – считает собеседница.
Во время подготовки лекций-презентаций о творчестве Чонкушова, которые в этом месяце будут представлены пользователям сети Интернет, используют различную литературу – прежде всего монографии члена Союза композиторов РФ, заслуженного деятеля искусств Калмыкии Ларисы Сафаровой. Она много лет работала в Элистинском колледже искусств, общалась с Петром Очировичем. «Две монографии были написаны при жизни П. Чонкушова; правда, вторая из них была издана после его смерти», – заметила О. Дедникова.
Лекции-презентации будут также содержать фотоматериал, записи исполнения произведений Чонкушова.