На прошлой неделе в Астрахани, в офисе Торгового дома Ирана, состоялась рабочая встреча представителя Калмыкии, специалиста по трейдингу, куратора по развитию экспорта АПК Лаганского и Черноземельского районов Андрея Башанкаева с управляющим ТДИ господином Реза ИлбеигиАсли.

Как рассказал «Степным вестям» Андрей Башанкаев, первый в России Иранский торговый дом открылся в Астрахани в октябре 2017 года, спустя два года появилась такая же торговая площадка в Волгограде. Эта организация консолидирует вокруг себя определенные структуры деловых кругов Исламской Республики Иран. Благодаря ее деятельности за три года двусторонние контакты между Ираном и Россией в торгово-промышленной сфере значительно активизировались. Особенное значение стороны придают реализации проекта по развитию транспортного коридора «Север-Юг».

В ходе встречи обсуждались вопросы развития двусторонних торговых отношений между Калмыкией и Исламской Республикой Иран, в том числе перспективы сотрудничества в сфере аграрно-промышленного комплекса. Эмиссар Калмыкии озвучил готовность властей и бизнеса республики, в частности Лаганского и Черноземельского районов, к открытому и конструктивному диалогу с иранским бизнес-сообществом.

– Как известно, Калмыкия находится на втором месте в России по количеству поголовья овец, а Иран – основной импортер баранины из РФ. Это открывает большие возможности для экспорта калмыцкой сельскохозяйственной продукции в эту страну, – говорит Башанкаев. – Но этому мешает ряд серьезных проблем.

Во-первых, ввиду ветеринарных санкций запрещено вывозить из Калмыкии необработанное мясо и скот в центральную часть России, мы можем реализовывать его только на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Во-вторых, в республике на сегодняшний день имеются только две аттестованные скотобойни, которые в состоянии производить экспортную продукцию – так называемая финская бойня в черте Элисты и убойный цех, который располагается за бывшим Аршанским мясокомбинатом. Но и они не по всем параметрам соответствуют российским и международным стандартам «Халяль».

При этом вокруг Калмыкии – в Астраханской области, Ставропольском крае, Дагестане, Волгоградской и Ростовской областях – работают порядка 20 скотобоен, куда перекупщики привозят наш скот, забивают его там и мясо вывозят в Иран. Фактически 70% охлажденной баранины, которая экспортируется в Иран, это калмыцкий товар. Но из этих двух третей экспорта мы не получаем ни одного процента в виде налогов, не идет в Калмыкию и зачет по экспорту. Все потому, что здесь работают компании-посредники, нет прямого контракта с Ираном, о чем мы и говорили с господином Реза.

Основная проблема калмыцкого АПК – рынок сбыта нашего уникального по своим вкусовым качествам мяса, куда и как его продавать, чтобы это приносило пользу экономике республики и конкретным сельхозтоваропроизводителям. Поэтому мы хотим выстроить новую систему взаимоотношений в отрасли на базе двух пилотных районов.

К сожалению, из-за ситуации с пандемией ни мы не можем вылететь в Иран, ни потенциальные партнеры не могут прибыть в республику, чтобы на месте ознакомиться с нашими возможностями. А нам действительно есть что предложить для создания совместных бизнес-проектов.

– Быть может, стоит использовать возникшую паузу для того, чтобы провести необходимую подготовительную работу? Тем самым вывести перспективное направление на предпроектный уровень.

Вы правы. В первую очередь, стоит задача – подготовить наши лучшие скотобойни, привести их в соответствие с требованиями Россельхознадзора. Именно Россельхознадзор выдает разрешение на аккредитацию предприятий, работающих на экспорт. После этого нас включают в международную программу экспортеров «Цербер». Далее следует встречная проверка контрагента – мы пригласим Иранскую ветеринарную организацию и муллу, которые должны дать заключение, что убойный цех соответствует необходимым нормам халяль. И тогда его включат в перечень объектов, имеющих право экспортировать продукцию в Иран.

– Это затратные мероприятия? Наверняка потребуются инвестиции.

– Есть потенциальные инвесторы, которые готовы вложить средства в строительство убойных цехов. Но пока этому мешает пандемия. Кроме того, имеется одна существенная загвоздка. Дело в том, что в соответствии с договорами мы должны будем соблюдать графики поставок по любому товару, как по живому скоту, так и по мясу. В зависимости от потребности покупателей в Иране, условно говоря, в месяц 5-10 тысяч овец или сопоставимое количество охлажденной баранины, а также заявленные объемы по КРС должны будем поставлять.

К сожалению, по скотине соблюсти правила не представляется возможным, потому что у нас нет структуры рынка. Мы в данный момент, к своему сожалению, не видим даже реализации нашего скота на убой в соседние регионы. У нас ведь как обстоит? Приезжает к животноводу на точку брат с Северного Кавказа на грузовике, платит наличкой и увозит скот на бойню, где его уже ждут дилеры. Все это происходит мимо ветеринарных постов, фискальные и правоохранительные органы об этом тоже не знают, потому что сделки обстряпываются буквально «на коленке» в степи.

Есть еще аспект, по которому калмыцкий АПК не соответствует критериям региона-экспортера. По ветеринарным требованиям скотина перед забоем на вывоз за пределы страны должна ставиться на  21-дневный карантин. После совершения сделки и как только товар доставили товар в страну покупателя, там она тоже должна пройти карантин. Но в связи с тем, что практически 50% поголовья у нас в «тени», мы не можем гарантировать того, что эта скотина привита и благополучно перенесет карантин.

Поэтому на базе Лаганского и Черноземельского районов мы сейчас прорабатываем комплексную стратегию по структурированию рынка реализации живых сельскохозяйственных животных, стремясь вывести из серых схем эти сделки. Для этого нужно выстраивать по-новому работу всех заинтересованных структур – и ветеринарной службы, и Минсельхоза РК вкупе с районными отделами АПК, и органов местного самоуправления.

Считаю, акцент нужно сделать на конструктивное взаимодействие с начальным звеном в цепочке – держателями сырьевой базы, то есть производителями сельскохозяйственной продукции. Мы должны поддерживать наших фермеров, повышать уровень их правовой и финансовой грамотности, помогать преодолевать их инертность и, если так можно выразиться, местечковое сознание. Задача – убедить их переходить на новые рельсы. Без этого никак.

С этой целью мы провели несколько круглых столов, кустовое совещание с фермерами двух районов, с приглашением специалистов отраслевого министерства, которые рассказали о том, какие государственные программы работают, условия получения субсидий, дотаций для сельхозтоваропроизводителей и иных видов поддержки малого фермера. Многие уже понимают, что помимо того, что они что-то вырастили на своей земле и продали, вполне реально получить определенного размера субсидии, которые покроют часть понесенных расходов или помогут расширить производство. Также у начинающих фермеров есть несколько программ стартапов.

Фермер постепенно приходит к осознанию того, что он не один в степи, что государство в лице Минсельхоза, администраций муниципалитетов повернулось к нему лицом. Мы спрашиваем у людей: что вам нужно, чем помочь? Но и предприниматели должны идти навстречу тем, кто протягивает им руку помощи и предлагает на самом деле выгодную сделку. Не по формату «купи-продай», к которому они привыкли, а честную и гораздо более выгодную.

Стратегия заключается в том, что не нужно нам изобретать велосипед и строить мегапланы. Просто нужно перенять опыт соседей, которые давно работают с нашими фермерами. Я говорю о тех двух десятках скотобойнях на территориях Дагестана, Ставрополья и Астраханской области, которые фактически живут за счет нас. А мы, что называется, в пролете.

Но теперь все будет по-другому. И подход, который нынче демонстрирует руководство республики в вопросах развития АПК, многим не нравится. Не выгодно им, что Калмыкия начинает вставать с колен и хочет взять свое добро в свои же руки.

Но, говоря об этих планах, хотелось бы быть правильно понятым. Разумеется, сразу такого, знаете ли, впечатляющего рывка не получится. Процесс только запущен. Сейчас идут серьезные переговоры, выискивается партнерский пул, проводится большая аналитическая работа. И в этом плане я хотел бы поблагодарить своих коллег – глав администраций Черноземельского и Лаганского РМО Виталия Петровича Крылова и Очира Степановича Очирова. Мы действительно говорим на одном языке. Они не сельхозники, но, тем не менее, прекрасно поняли стратегию и свою часть работы по пилотному проекту выхода АПК Калмыкии на экспорт готовы выполнять по максимуму.

Кстати

По информации Правительства Калмыкии, по региональному проекту «Экспорт продукции АПК» в 2019 году введено в эксплуатацию 3006 га (100,2% от плана) мелиорируемых земель для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования. В рамках реализации данного проекта введены в эксплуатацию шесть широкозахватных дождевальных машин (ШДМ) на общей площади 366 га в хозяйствах Черноземельского и Юстинского районов, выполнена реконструкция участка лиманного орошения на площади 2640 га в МУП им. С.М. Буденного.

В текущем году эта технология применяется на площади 80 га в СПК ПЗ «Первомайский». На IV квартал запланирован ввод широкозахватной дождевальной машины на аналогичной площади в АО ПЗ «Черноземельский». Также планируется возвращение в оборот за счет реконструкции пяти участков лиманного  орошения  на  общей площади 3 тыс. га в МУП «Ставропольский». Работы ведутся по плану, по итогам годам целевые показатели регионального проекта должны быть достигнуты.

На протяжении многих лет Калмыкия устойчиво поставляет за пределы страны такой вид аграрной продукции, как шерсть. В настоящее время этим направлением занимается специально созданное для этого предприятие – ООО «Калмык Вул». До конца года компания планирует поставить на экспорт несколько партий тонкой шерсти, и тогда можно будет с полной определенностью говорить о нашей республике как об одном из крупных поставщиков на мировой рынок ценной продукции высокого качества.