Ежегодная пресс-конференция Главы Калмыкии Алексея Орлова, состоявшаяся в минувший понедельник, как всегда, подкупала разнообразием вопросов журналистов и грамотными, четкими ответами интервьюируемого. Было видно, что он тщательно подготовился; легко оперировал цифрами и фактами, свободно чувствовал себя в любой теме. Ни для кого не секрет, что вопросы подготавливались заранее и отправлялись в местный «белый дом». Хочу подчеркнуть, «сита» никакого не было, каждый был волен озвучить любую тему, даже самую неприятную для Алексея Орлова.
Взять хотя бы те же набившие оскомину кетченеровский мясоперерабатывающий комбинат и левокумскую воду, которые уже стали притчей во языцех среди пишущей братии. Регулярно, на последних трех, как минимум, пресс-конференциях, главе республике приходится говорить практически одно и то же. Чувствовалось, что ему самому не доставляет удовольствия муссировать эту застарелую, изрядно поднадоевшую тему, однако приходилось держать марку.
На некоторых интернет-ресурсах и в некоторых местных СМИ периодически возникают «сенсационные» новости, о том-де, что фирма «Биф Арт», занимающаяся строительством этого предприятия, в очередной раз взяла огромный кредит в Россельхозбанке под гарантии республики, и сейчас уже набежала чудовищная сумма – 3,5 миллиарда рублей. Иными словами, Калмыкия сама лезет в долговую петлю и сама же ее затягивает.
«Я ответственно заявляю, что никаких республиканских, правительственных, государственных и прочих гарантий под этот проект не давалось никогда. Подчеркиваю: ни-ког-да! Все кредиты, которые брал «Продконтракт» и его дочерняя фирма «Биф Арт», осуществлялись на коммерческой основе и никакого отношения к республике они не имеют, – подчеркнул Алексей Маратович».
Немало муссировалось слухов и о том, что на этом предприятии напрочь отсутствуют очистные сооружения, что совершенно недопустимо. Орлов и тут отверг обвинения, заверив собравшихся, что на самом деле это не так – очистные на комбинате построены, для водозабора пробурены три артезианские скважины до огромной водяной линзы, водоводы к центральному зданию подведены.
Что касается сроков пуска комбината, запланированных на 2015 год, то следует учесть, что финансовый кризис больно ударил по всем планам «Биф Арт»: ведь практически все технологическое оборудование закупали за рубежом – в Голландии и Германии. Правда, около семидесяти процентов его к роковому дню падения рубля уже было приобретено, но на остальное денег катастрофически не хватало. По существу, эти оставшиеся тридцать процентов по стоимости выросли до пресловутых семидесяти. Стоимость объекта подскочила на 845 миллионов рублей. Отсюда – новые кредиты. Но их так просто не получишь; нужны десятки согласований, была проведена титаническая работа. С кондачка такие дела не решаются.
Кроме того, «Биф Арт» практически полностью лишился своей доходности, так как закупки мяса за рубежом фактически остановились, а накладные расходы на проценты пришлось обслуживать – от этого никуда не деться. События прошлого и позапрошлого годов привели к тому, что строительство объекта было заморожено. Тем не менее с осени 2016 года работы возобновились, и есть все предпосылки того, что уж в этом году предприятие заживет полноценной жизнью. По крайней мере, хотелось бы в это верить. Но то, что здесь запущена в эксплуатацию котельная, и все помещения, в том числе и производственные в эту зиму обогревались, говорит о многом. Монтаж и наладка холодильного хозяйства успешно завершена, остались технологическое оборудование, а также отделочные работы. На сегодняшний день, по словам главы республики, степень готовности объекта составляет 85 процентов. Плюс ко всему эта фирма выкупила откормочник в поселке Бага-Чонос, увеличив его наполняемость до семи тысяч голов крупного рогатого скота.
«Тьфу, тьфу, тьфу, боюсь сглазить, но в третьем квартале нынешнего года инвестор планирует объект сдать», – сплюнул через левое плечо несуеверный до этого момента Алексей Маратович.
Еще один вопрос, и вопрос весьма больной, который методично всплывает на каждой пресс-конференции: поступление в столицу республики воды из левокумского подземного месторождения. Все мы знаем, что жидкость, поступающая в наши квартиры по трубам, для питья непригодна. Об этот писано-переписано немало. Помнится, года два назад руководитель Калмыкии заверял, что вода из Ставрополья в Элисту фактически доставлена, осталось только утрясти в высоких кабинетах кое-какие документы, согласовать некоторые моменты. Увы, нам прекрасно известна расторопность российского чиновника, которого медом не корми, а дать потянуть резину.
Говоря о качестве, сразу надо расставить точки над «i» и сказать: эта вода полностью соответствует санитарным нормам как питьевая, а значит, никаких очистных сооружений перед ее потреблением не нужно, да они и не планировались. По существу, это родниковая вода. Главная федеральная структура – Роспотребнадзор – и несколько независимых экспертиз подтвердили ее пригодность для питья.
Что касается непосредственно подачи ее в дома и квартиры, то здесь возникает некая заминка. Вода-то в городе фактически есть, и об этом Алексей Орлов докладывал Президенту Российской Федерации Владимиру Путину еще летом прошлого года. Мало того, огромные резервуары, располагающиеся практически в городской черте, давным-давно наполнены; их даже пришлось пару раз опустошать – вот отчего в Колонском пруду поднялся уровень воды. Однако бюрократические проволочки имеют место быть, а отражается это на простых людях.
До сих пор не завершена окончательная работа между министерством сельского хозяйства РФ и Росимуществом страны по передаче всей документации на баланс Калмыкии. И если пустить воду в разводящие сети, то нас просто не поймут: кому граждане должны будут перечислять деньги за ее потребление? Это будет незаконно. Однако это не значит, что республика самоустранилась от решения важнейшего вопроса и сидит сложа руки – гонцы из нашего региона постоянно будируют эту тему в Первопрестольной, и вот, наконец, вся документация поступила в Росимущество. В связи с этим, глава республики высказал осторожное предположение, что уже нынешним летом на этой проблеме можно будет поставить жирный крест. Будем надеяться и мы.
…На пресс-конференции было задано 33 вопроса, на которые последовали четкие ответы. Особо мне понравился один, касающийся плачевного состояния с родным языком. «Что делать?» – вопрошал один журналист, на что последовало невозмутимое: «Для возрождения калмыцкого языка надо, в первую очередь, самим говорить по-калмыцки». Тут уж, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Фото Николая Бошева, glava.region08.ru (2014 г.),
КалмМелиоВодХоз (2014 г.)
Если кто-либо захочет более детально ознакомиться с ходом пресс-конференции, то к вашим услугам раздел «Видеоматериалы» на этом же сайте.