Правительство Калмыкии заявило о начале реализации в 2021 году масштабного проекта по обводнению республики. Давно назревшая проблема требует именно комплексного решения, с применением всех возможных технических способов пополнения водных ресурсов в нашем крайне засушливом регионе. Помимо решения вопросов питьевого водоснабжения и водохозяйственной деятельности это также приведет к улучшению ситуации в рыбохозяйственных водоемах, значит, к увеличению рыбных запасов, считает Делгир Петрушкиева, начальник отдела «Элистинский» Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» («КаспНИРХ»), кандидат биологических наук.

– Делгир Сергеевна, уходящий год оказался очень трудным для калмыцких аграриев. Комплекс негативных природно-климатических факторов повлиял на состояние сельскохозяйственных угодий и водоемов Калмыкии. Как специалист-рыбник вы можете дать объективную оценку сложившейся ситуации?

– Хотелось бы вначале пояснить, чем занимается наш отдел. Наша научная работа сосредоточена на изучении состояния промысловых запасов и прогнозировании научно обоснованной величины годовой добычи (вылова) водных биоресурсов в северо-западной части Каспийского моря в пределах калмыцкой зоны рыболовства и на Состинских озерах, относящихся к Волжско-Каспийскому рыбохозяйственному бассейну. Другая научная организация, Азово-Черноморский филиал ФГБНУ «ВНИРО», проводит исследования на Чограйском водохранилище, Лысом Лимане, Маныче – водоемах Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна. На основании результатов наших исследований рыбаки Калмыкии ведут промысел в калмыцкой зоне рыболовства Северного Каспия и на Состинских озерах. Кроме этого, нами оказывается научно-методическая и консультативная помощь в выращивании товарной рыбы в хозяйствах республики.

Что касается внутренних водоемов Калмыкии, то они являются водоемами комплексного назначения. Их вода используется для орошения сельхозугодий, водоснабжения, в технических целях, для промысла и рыборазведения (аквакультура). В зависимости от характера водоснабжения и использования все водоемы можно разделить на три основные группы: накопительно-регулировочные водохранилища ирригационных систем (Чограйское водохранилище), накопители сбросных и дренажных вод (основные, на которых ведется промысел – озера Лысый Лиман и Стройманыч, а также Состинские озера) и накопители местного стока –водоемы балочного типа, небольшие по площади, со средней глубиной 0,5-3,8 метра.

С рыбохозяйственной точки зрения водоемы местного стока малоперспективны, часто пересыхают. Для них характерны нестабильность гидрологического и гидрохимического режимов, значительная заиленность, бедность флоры и фауны и резкие колебания минерализации, зависящие от объема и солености остаточных вод и кратности разбавления их паводками (снеготаяние, дожди). Наиболее крупным среди них является водохранилище Аршань-Зельмень.

Природно-климатические условия Калмыкии благоприятны для развития аквакультуры. Рыбоводство – одно из немногочисленных направлений сельского хозяйства, где восстановление производства в прежних объемах, а также его рост можно осуществить в очень короткие сроки, что связано со способностью рыб к высокой репродукции. Рыбная продукция имеет такое же важное значение, как и сельскохозяйственная, для пополнения продовольственных ресурсов республики животным белком. Кроме того, рыбная отрасль является одним из источников занятости населения.

В Калмыкии выращивание товарной рыбы осуществляется в основном в естественных водоемах (пастбищная аквакультура). Из-за отсутствия гарантированного водообеспечения рыбоводство в таких водоемах – весьма рискованное занятие. Несмотря на это, почти во всех районах республики выращивается товарная рыба. Желательно таким хозяйственникам оказывать финансовую поддержку в приобретении рыбопосадочного материала и в водообеспечении.

– В чем, по-вашему, причина массовой гибели в Аршань-Зельменском водохранилище?

– Массовая гибель рыбы вызвала широкую огласку в республике и за ее пределами. Для выяснения причин произошедшего были привлечены все заинтересованные ведомства Калмыкии, в том числе наш филиал. По результатам обследования водохранилища под председательством Главы Калмыкии Бату Хасикова было проведено совещание межведомственной рабочей группы по выяснению причин, приведших к гибели рыбы, и с целью принятия мер по экологической реабилитации водохранилища Аршань-Зельмень. В соответствии с полученными результатами лабораторных исследований принято итоговое решение: основной причиной гибели рыбы на водохранилище является высокая минерализация – 24г/л и низкое содержание кислорода.

Водохранилище Аршань-Зельмень построено в русле балки Годжур и сдано в эксплуатацию в 1937 году. По своим параметрам и особенностям гидрологического режима это водоем балочного типа восточного склона Ергенинской возвышенности. Объем и площадь водного зеркала непостоянны и изменяются в широких пределах, в зависимости от водности года, обычно 600-1100 га. Основные составляющие водного баланса: в приходной части – весенний паводковый сток, атмосферные осадки, грунтовые воды, в расходной части – испарение и фильтрация.

Массовая гибель рыбы в таких масштабах наблюдается впервые в водохранилище Аршань-Зельмень. В других водоемах Калмыкии в разные годы, особенно маловодные, также отмечалась массовая гибель рыбы. Водный дефицит, высокие температуры воздуха и воды в летние жаркие месяцы приводят к повышенному испарению воды, уменьшению глубин, повышению минерализации и увеличению количества органики, что приводит к дефициту кислорода, особенно в ночные часы.

– Одной из вероятных причин гибели рыбы называлось попадание в воду азотистых соединений от испражнений скота, приходящего на водопой.

– Хотя в прессе было много комментариев именно в таком ключерезультаты анализов воды и грунта, проведенных нашими специалистами, этого не подтверждают. Содержание нитритов и ионов аммония соответствует ПДК для водных объектов рыбохозяйственного значения. При обследовании водохранилища на берегу следов скота и, соответственно, испражнений не было. Соленость воды составляла порядка 24 грамма на литр, скот такую воду не пьет.

– А что можете сказать про Чограйское и Красинское водохранилища, которые используются в целях обеспечения питьевого водоснабжения населенных пунктов? Каково их состояние?

– Как я уже сказала, мы изучаем не все водоемы Калмыкии, а только калмыцкую зону рыболовства Северного Каспия и Состинские озера, они подпитываются из Чограйского водохранилища, которое еще называют «степным морем». Поэтому состояние Чограя актуально для нас. Водохранилище эксплуатируется двумя субъектами Федерации – Калмыкией и Ставропольским краем – и находится в ведении ФГБУ «Управление эксплуатации Кумских гидроузлов и Чограйского водохранилища». Проблема в том, что это водохранилище тоже не имеет гарантированного водообеспечения. В последние несколько лет там фиксируется «мертвый объем воды» – менее 240 миллионов кубов. Причины разные: ремонт дамбы и других гидротехнических сооружений, ремонт Кумо-Манычского канала, ограниченное поступление кумской и терской воды.

Хочу заострить внимание на том, что в этом году попуски воды из Чограя были совсем незначительные, из-за этого Состинские озера пострадали. В целом из 17-ти озер, входящих в систему Состинских, в последние годы промысловыми являлись только семь. В этом году их количество сократилось до пяти из-за экстремальной засухи и дефицита воды. Если заполнить все водоемы в полном объеме, их площадь увеличилась бы до 5 тыс.га. На сегодняшний день она составляет менее 1,5 тыс.га.

– Поступление воды в водоемы, наполненность каналов оросительных систем – это еще и экономический фактор. Республика должна платить соседям за подачу воды.

– Очень болезненный вопрос. Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем озеро Цаган-Нур, которое находится на территории четырех районов. Оно являлось рыбохозяйственным водоемом, и в нем велся промысел. Цаган-Нур наполнялся сбросными и дренажными водами, поступавшими с рисоводческих хозяйств. Примерно с 2016 года, после резкого сокращения сброса воды от рисоводов, так как за волжскую воду надо было платить, озеро резко обмелело, повысилась соленость, и оно погибло.

– Его что же, уже не восстановишь теперь?

– Восстановить возможно, но для этого нужно решить основной вопрос – финансовый.

– В селе Соленое Яшалтинского района, как недавно сообщали местные власти, из-за обмеления пруда-накопителя возникла угроза нестабильного водообеспечения этого населенного пункта.

– Подробности мне неизвестны, но считаю, что возникшую проблему надо рассматривать и решать, учитывая интересы всех водопользователей.

– Вот в море, казалось бы, гарантированное водообеспечение, но и там год на год не приходится.

– Калмыцкое побережье Северного Каспия имеет протяженность 110 километров. Уровень Каспия непостоянен, периоды повышения уровня сменяются периодами его понижения. Сейчас наблюдается понижение уровня моря, начинаются проблемы с ведением промысла, сокращается зона нагула рыбы, уменьшается площадь нерестилищ. И с этим ничего нельзя сделать.

Кроме того, промысел и эффективность нереста рыб зависят от сгонно-нагонных ветров и объема волжского стока. При нагоне увеличивается глубина, позволяющая выставить орудия лова, наблюдается подход рыбы, в итоге увеличиваются уловы. При отходе воды в сторону моря, при сгонных ветрах, уровень воды падает до 20 см и менее. Существенно сокращается зона промысла, местами обнажая дно моря, и орудия лова оказываются на суше. Рыбакам приходится сети выбирать, чистить и готовить для дальнейшей постановки, ждать, что называется, с моря погоды. На это уходят ограниченные промысловые дни.

Потом у нас часты штормовые ветра, которые могут составлять 60-70 дней в году. В это время в море невозможно выйти, опять рыбаки сушат весла. В морской мелководной зоне пригодны только маломерные суда с низкой осадкой. В период сгонных ветров Лаганский судоходный канал, единственный выход плавсредств в море, становится непроходимым даже для них.

Также следует отметить, что в связи с низким уровнем воды часть установленных мест выгрузки уловов водных биоресурсов стала недоступна. Снижается эффективность орудий лова из-за их обрастания и засорения растительным мусором, приходящим с волжским стоком. Повышенные температуры воды и воздуха осенью не способствуют формированию предзимовальных концентраций рыб, и осенний ход рыбы бывает слабым, особенно воблы.

В последние три года у нас вылов водных биоресурсов составляет порядка 2,5-3,4 тысячи тонн. В этом году, по данным Минсельхоза РК, общий объем добычи составил 2 тысячи 529 тонн – 2527,8 тонны рыбы и 2,116 тонны раков, на 889 тонн меньше, чем в прошлом году. Освоение квоты – 60,5%. Крупного частика выловили 1696,1 т, мелкого частика – 831,7 т. Промысел осуществляли 425 рыбаков от семи рыбодобывающих предприятий.

В этом году погодные условия в период осенней путины были не совсем обычными – из-за ранних морозов канал был забит льдом уже в конце ноября. Поэтому 2 декабря промысел пришлось закрыть досрочно (конец осенней путины – 10 декабря). В это время в нижних квадратах, на границе с Дагестаном, наши рыбаки лов не осуществляют, хотя там наиболее высокая концентрация рыбы. Погода непредсказуема, и они могут потерять свои орудия лова. При внезапном похолодании орудия лова вмерзают в лед, при последующих оттепелях лед разрушается, и обрывки снастей уносит море. Поэтому рыбаки стараются вести промысел ближе к Лагани.

– Весенняя и осенняя путины имеют фиксированный период – это же не просто так придумано? Также можете объяснить принцип распределения квоты, как объема, так и по структуре?

– Промысел в калмыцкой зоне рыболовства осуществляется согласно Правилам рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, в котором указаны сроки промысла и какими орудиями разрешено ловить рыбу в целях сохранения рыбных запасов. Квота – часть от промыслового запаса каждого вида рыб, которую можно изъять, не нанося вреда популяции этого вида. При определении квоты необходимо руководствоваться концепцией предосторожного похода.

Квота делится на две части. Одна – на рыб, на которых распространяется оптимально-допустимый улов, ОДУ (сазан, сом, щука, судак, лещ и вобла), на них отводятся фиксированные доли. Вторая – это рекомендованный объем вылова: линь, красноперка, карась, окунь и густера, которых рыбаки называют «мелкий частик» или «прочие». Квоту на эти виды можно взять согласно заявке, в зависимости от производственных мощностей, то есть насколько рыболовецкое предприятие способно освоить приобретенные квоты.

Лучше осваиваются квоты ОДУ-емых рыб, которые имеют более высокие закупочные цены и пользуются повышенным покупательским спросом. Меньшим спросом пользуется мелкий частик, особенно карась и линь, закупочная цена которых в море не превышает 6 рублей за 1 килограмм. Промышленники неохотно загружают холодильники дешевой рыбой. Что касается красноперки, то она пользуется сезонным спросом – ее закупочная цена составляет примерно 15 рублей. Красноперку используют, как и воблу, для сушки и вяления, компенсируя дефицит полупроходной воблы.

Рыбные запасы делятся на непромысловую часть, пополнение и остаток. Промысловая мера – это когда рыба достигает той длины, когда она созревает и дает потомство. Если выловить непромысловую часть, которая наиболее доступна рыболовам-любителям, то популяция лишается пополнения, т.е. обрывается биологическая цепочка, и снижаются рыбные запасы.

В условиях безработицы мы видим рост числа рыболовов-любителей. Особенно в соседней Астраханской области ощущается бум – до двух миллионов «удочников» приезжает к ним из других регионов и мегаполисов. Вылавливают все подряд, в том числе рыбу непромыслового размера, которая является составной частью рыбного запаса. По телевизору показывают, что они целуют выловленную рыбку и отпускают. Не всегда это так! Я видела, как отдыхающий на Волге москвич поймал маленького сазанчика и – в ведро. Я спрашиваю: зачем вам? Отпустите, он подрастет, даст потомство. Нет, отвечает степенный с виду дядя, это я для кошечки. И мы с такими рыбаками ничего не можем сделать.

Что касается браконьерства, то оно существовало всегда, в большей или меньшей степени, в зависимости от разных причин. Сейчас появилось новое понятие «ННН» – незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел.

В то же время рыбный промысел в Калмыкии развивается и приносит определенный доход предпринимателям, занятым в этом сегменте экономики, и в казну государства. Добытая продукция реализуется в замороженном виде, как внутри республики, так и в других регионах России. Свежий частик пользуется хорошим спросом у населения, быстро расходится на рынках Элисты, Лагани и в близлежащих населенных пунктах. Также рыбная продукция реализуется в вяленом, копченом виде и как полуфабрикаты.