Уходящий год для российского ритейла оказался совсем не таким, как ожидали поставщики товаров и продуктов. «Мы столкнулись с вызовами, с которыми никогда не сталкивались раньше», – сказал на неделе, подводя итоги 2020 года, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.
В условиях первой волны пандемии коронавируса возникла волна ажиотажного спроса на продукты. Чтобы не возникло панических настроений среди покупателей, продовольственный ритейл обязан был обеспечить наличие продуктовых товаров в магазинах и запасы на складах в необходимом объеме. Потребовались дополнительные инвестиции в закупки, увеличение мощностей распределительных центров, оплату аренды дополнительных хранилищ, на оплату логистических услуг и т.д. Непродовольственный ритейл, наоборот, столкнулся с массовым закрытием бизнеса. Это вызов совсем другого уровня, который не компенсировался ни работой пунктов выдачи, ни онлайн-доставками. При отсутствии доходов компаниям пришлось потратить миллиарды рублей на сбережение персонала, сохранение производственных мощностей и бизнес-связей.
«Тем не менее отрасль справилась с этими вызовами, благодаря тесному взаимодействию с Министерством промышленности и торговли, Минсельхозом, Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой, другими профильными министерствами и ведомствами, а также государственными органами как на федеральном, так и региональном уровне. Это был бесценный опыт, когда без лишней регуляторики, только за счет рыночных методов и слаженной работы удалось преодолеть достаточно острую ситуацию, – сказал С. Беляков.
Ко второй волне ритейл был подготовлен заранее. Тем не менее возникли факторы, которые продолжают негативно влиять на отрасль. Если в период первой волны главной проблемой было обеспечение продуктами питания в полном объеме, то осенью и зимой главной проблемой стал уровень цен в магазинах при снижении реальных доходов населения.
По словам С. Белякова, рост розничных цен далеко не всегда связан с ростом издержек. Одну из ключевых ролей играет погоня за дополнительной выгодой со стороны производителей продуктов, что, кстати, и было отмечено президентом РФ на встрече с правительством, по результатам которой были предприняты жесткие меры по ограничению роста внутренних цен на социально значимые товары. Глава АКОРТ назвал это правильной мерой, но считает, что расширение данной практики может отрицательно повлиять на развитие товаропроизводящей цепи.
Во втором полугодии россияне вновь стали усиленно экономить. В целом в текущем году их расходы снизились на 5,3%. Но если в первом полугодии они превышали прошлогодние показатели, то во втором наблюдалась обратная тенденция, что говорит об ухудшении потребительских настроений.
«Экономия потребителей обусловлена и переходом на более рациональное поведение, и падением реально располагаемых доходов на 4,3%. Это очень большое падение. Издержки домохозяйств растут быстрее индексации заработных плат. И, к сожалению, этот тренд уже не носит краткосрочный характер, и он довольно устойчив. Поэтому мы бы очень надеялись на комплекс мер правительства, которые позволили бы это тренд переломить», – продолжил Беляков.
Он привел данные, согласно которым 33% россиян ожидает падения своих доходов в 2021 году. И даже на новогодние подарки они готовы потратить на 5,1% меньше, чем годом раньше. Ритейлеров тревожит, что доля людей, готовых сокращать свои расходы в дальнейшем, независимо от того, удастся ли им повысить собственный доход, растет.
По словам председателя АКОРТ, в обществе преобладает потребительский пессимизм, это отрицательно влияет и на торговлю, и на производство. Финансовые возможности инвестировать в развитие в условиях падающего спроса ограничены, если не сказать, что полностью отсутствуют.
Он также подчеркнул, что ритейл всегда был и остается фактором сдерживания продуктовой инфляции. Ориентируясь на покупательскую способность населения, торговые сети стараются максимально сдерживать рост цен.
В начале апреля о введении минимальной либо нулевой наценки на социально значимые товары объявили «Ашан», X5 и “Магнит”, затем к ним присоединились Metro и “О’Кей”. Некоторые товары в этих магазинах продаются с отрицательной наценкой.
С 16 декабря нулевую торговую наценку на группу социально значимых товаров установила мультиформатная розничная компания России X5 Retail Group, управляющая торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель». Семь товаров из базовой потребительской корзины будут продаваться по цене их закупки у поставщиков: макаронные изделия, хлеб, говядина тушеная, черный чай, картофель, хлопья зерновые и ультрапастеризованное молоко. Торговые расходы на эти товары (включая аренду, логистику, коммунальные платежи, зарплату персонала) будут покрыты за счет компании. На полках магазинов такие товары помечены специальными ценниками.
С. Беляков рассказал также об изменении количества торговых объектов в структуре ритейла в 2020 году. В частности, выросла доля магазинов «у дома» (до 11,5%) и площадь дискаунтеров (до 5,1%). А вот число гипермаркетов и супермаркетов сократилось. Активно начала развиваться интернет-торговля. Например, в «Ашане» в период пандемии онлайн-продажи увеличились в 10 раз.
При этом С. Беляков заявил о заинтересованности ритейла в сохранении частных магазинов и торговых точек, поскольку они не только компенсируют неохваченные ритейлом сегменты, но и выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая население необходимыми продуктами и товарами.
Отвечая на вопрос, не появятся ли пустые полки в магазинах страны после Нового года, представитель АКОРТ подчеркнул: дефицита нет и не будет. Торговые сети сделали повышенные запасы, чтобы удовлетворить любой спрос.
Фото из открытых источников