28 декабря вот уже много лет метроном у мемориала «Исход и Возвращение» отсчитывает минуты молчания в память о жертвах депортации калмыцкого народа в годы сталинских репрессий.

С декабря 1943 года мы отсчитали уже 77 лет, а средняя продолжительность жизни современного человека – 72 года. Значит, трагедия и история депортации прожиты в одну человеческую жизнь. Жизнь, которая вместила в себя шок утра 1943 года, смертельную и унизительную дорогу в безызвестность, ужас и смерти первой сибирской зимы, выживание и вживание, длиной в тринадцать лет, в сибирскую жизнь, возвращение на родину в 1957 году, восстановление хозяйства республики, создание семьи и даже воспитание внуков.

История длиной в человеческую жизнь и трагедия народа, которая будет исследоваться не одним поколением историков и социологов, и не одним поколением литераторов. И мы, проживающие вторую половину человеческой жизни, уже стали свидетелями, как «проявлялась» сквозь пелену молчания эта трагедия в художественной литературе, начиная со стихотворения «От правды я не отрекался» Давида Кугультинова, «Трех рисунков» Алексея Балакаева, романов и, позднее, рассказа «Голубоглазая каторжанка» Алексея Бадмаева, повести «Когда человеку трудно» Андрея Джимбиева и последующих произведений калмыцких писателей.

В музыкально-драматическом искусстве это последовательно можно проследить в творчестве композитора Аркадия Манджиева: с песни в «Желтом альбоме», которая продолжила традицию песен-плачей, рождением симфонии «28 декабря» и созданием оперы «Калмычка». Опера была поставлена в 2018 году режиссером Борисом Манджиевым, который шел к масштабной постановке трагедии народа со спектакля «Араш» 1993 года.

Особо хотелось бы отметить школьный спектакль «Трагедия народа глазами детей», который с ребятами поставила заслуженный учитель РК, директор СОШ № 2 Ирина Болтикова. Это был прорыв в теме трагедии калмыцкого народа, когда голосами детей, чистыми от всей идеологии и домыслов «историков от народа», мы услышали переживания и сочувствие жителей Элисты, которые до сих пор были в этой истории молчаливыми свидетелями жестокой несправедливости к своим друзьям, соседям, коллегам.

Еще одним эмоциональным прорывом, в визуальной современной подаче истории, можно считать проект Сангаджи Тарбаева «Они смогли, и мы сможем». Этот проект не должен был бы пройти мимо молодежной аудитории. Но, кажется, его посмотрело только старшее поколение. Возможно, я ошибаюсь.

Отдельная тема, в силу соблюдения границ болевого порога, когда невозможно реалистически живописать весь ужас происходящего – это осмысление трагедии народа живописцами. Художники говорили, а также надо было учитывать негласный запрет на эту тему, о ссылке опосредованно. В 1963 году Гаря Рокчинский, через двадцать лет после трагедии народа, пишет картину «Мать – земля родная», которая стала знаковой в искусстве Калмыкии. Образ матери, идущей по родной земле, в степном разноцветье, в платье калмыцкого покроя, ее волосы спрятаны в шиверлыки, четки в руке – все свидетельствует о силе духа и сохранившейся культуре народа. Это был гимн возрожденной жизни, вдохновляющий на созидание: «Мы вернулись, мы живы, и будет жить народ».

Через тридцать лет, в 1993 году, Григорий Бембеев (рожденный в ссылке в 1950 году), пишет картину «Прощай, земля калмыцкая». Создает ее так же, как и Гаря Олегович, в сорок лет. К тому времени уже вышел закон о реабилитации, и художник также свидетельствует: «Да, это было так. Были солдаты-конвоиры, были старики, дети и женщины. Да, так их выводили со скудным скарбом из ветхих жилищ. Да, это было так». И картина так же, как «Мать – земля родная», отражает дух своего времени, когда уже публиковались документы о репрессиях, открывались архивы. И произведение Григория Инджаевича – это тоже картина-факт. Мастер обобщающих образов, художник выбрал формат живописного плаката, жестко ограниченного пространства. В ней отстраненность молодого солдатика, выполняющего приказ, придирчивость солдата из внутренних войск, в ней покорная отрешенность женщин и молчаливый протест мальчика в шапке-ушанке отца, который на фронте и не подозревает об участи родных. И серо-фиолетовый фон картины, от которой веет стужей декабря 1943 года. Картина-документ на высоком художественном уровне выражает позицию автора: «Это было, и это было бесчеловечно». Картина является собственностью Ики-Бурульской СОШ им. А. Пюрбеева, благодаря альбому «Тема депортации в искусстве» она стала широко известной, и ее можно назвать второй знаковой картиной, первая, теперь уже навечно, – «Мать – земля родная».

Как депортация народа будет «рассказана» живописцем XXI  века, через тридцать или пятьдесят лет, покажет время. Трагедия народа не подлежит забвению.

Завтра, в День памяти и скорби, каждый может прийти и отдать дань памяти родным и близким на мемориальных объектах республики. Но важно не забывать о соблюдении дистанции и масочного режима. Берегите свое здоровье.