28 декабря в Калмыкии – День памяти и скорби по безвинным жертвам калмыцкого народа, подвергнувшегося депортации в годы тоталитарного режима в Союзе Советских Социалистических Республик – в СССР. В стране, культивировавшей дружбу народов, в стране грандиозных строек, социалистических преобразований на благо трудящихся, в стране Великой Победы.
Но до победы в мае 1945 года дошли не все народы СССР, вернее, им не дали до нее дойти. В 1943 году снимали с фронтов солдат, старшин, офицеров по национальной принадлежности, потому что тотальной депортации были подвергнуты десять народов СССР: калмыки, немцы, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, корейцы, финны ингерманландцы, турки-месхетинцы. Из них первые семь в списке перечисленных лишились и своих национальных автономий. Это было продолжение сталинских репрессий, которые начинались уже в 1930-е годы с партийных чисток, продолжились сословными – дворянства, интеллигенции, духовенства всех конфессий; по социальной категории пошли кулаки, казаки.
Подлый удар – огульное обвинение всего народа – тем не менее был оглушительным, леденящий сердце указ «за измену Родине» вызвал шок у вдов и молящихся за сыновей-фронтовиков матерей и отцов. В онемевшем безмолвии утра 28 декабря 1943 года калмыцкий народ (точнее сказать, самая беспомощная часть калмыцкого народа, старики, женщины, дети) был подвергнут тотальной депортации в Сибирь и другие северные, непривычные и опасные для жизни этноса, географические широты.
Стойкий и трудолюбивый, привыкший полагаться на себя и свою веру калмыцкий народ выстоял. Не выжил, а выстоял, как и все репрессированные народы. Выстоял духом, победил все наветы трудолюбием и воспитал детей в любви к своему Отечеству, Отечеству, в историю которого вписаны имена их предков, к земле, которая полита потом и кровью их предков, в преданности вере предков. Благодаря мудрости и заботам сибирского и послесибирского поколения, которое заботилось, прежде всего, об образовательном уровне детей и внуков, мы твердо стоим на ногах, при всех экономических и пандемических штормах XXI века. Именно об этом с благодарностью говорит выпускник элистинской школы, старейшего буддийского университета «Дрепунг Гоманг» (Индия), старший администратор Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», член Общественной палаты Российской Федерации Йонтен-гелюнг:
– В День памяти и скорби я испытываю чувство глубокой горечи за несправедливость по отношению к моему народу, за безвинные жертвы, за все переживания народа. Я знал еще ребенком о том, что мой народ был репрессирован, депортирован в годы войны, потому что мама получала «репрессированные».
Но осознал, прочувствовал всю трагедию народа в классе седьмом. Мы участвовали в школьном спектакле, поставленном ко Дню депортации, я играл одну из ролей, и в роли гонимого, под дулом автомата я осознал весь ужас происходившего тогда, безысходность и катастрофу того дня. Как было им невыносимо тяжело. И я прочувствовал тот день, когда они услышали по радио голос, подаривший надежду на возвращение домой.
Так эта дата глубоко вошла в мое сердце. Возникло чувство восхищения силой духа народа, его мудростью, тем, как наши родители, бабушки и дедушки сохранили чувство достоинства, несмотря на обвинения в предательстве. Благодаря силе их духа и благодаря их трудовому вкладу мы есть, мы крепко стоим на ногах. Они вернулись, сохранив веру, культуру, традиции и родной язык.
Из Сибири они вернулись, сохранив все для нас. Это мы теряем язык, мы мало прилагаем усилий для его сохранения. При том, что если нет языковой среды, есть современные технологии изучения языка. Будем думать позитивней, трудиться как они, и тогда мы достигнем большого, чем они. Приведу пример: в 2020 в Общественную палату РФ на консультацию был направлен закон об образовании священнослужителей в РФ. В сущности, палата дает лишь рекомендации к предлагаемым правительством законам и нормативам, а правительство может и не принимать их во внимание. Но по этому закону буддийской общественностью были подготовлены и озвучены такие юридически обоснованные вопросы, что правительство было вынуждено направить в Общественную палату своих юристов на обсуждение. К тому же представители других конфессий в Общественной палате стали вносить свои поправки. Теперь вернемся к слушанию данного закона в январе 2021 года.
Мы должны сами учиться жить в правовом государстве, и власти этому тоже должны учиться. Мы все сами должны последовательно и стойко изживать из общества законы тоталитарного государства.