Сегодня Международный день родного языка, который был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году и с 2000 года отмечается ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. И, по данным ЮНЕСКО, половина из примерно шести тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Каждые две недели в мире исчезает один язык, унося с собой целое культурное и интеллектуальное наследие.
Такая опасность нависает, прежде всего, над культурой малочисленных народов. Казалось бы, это очевидно для калмыцкого языка, и об этом с тревогой говорят ученые и сама общественность. Но такой исход, к примеру, Наталья Мулаева считает абсурдом и просто невозможным. Калмыцкий язык – основа самостояния и мироощущения Натальи Борисовны.
Она преподает родной язык и литературу почти тридцать лет и последние двадцать – учащимся Верхне-Яшкульской санаторной школы-интерната. В школе многонациональной и, по сути, почти семейной, ведь дети там живут весь учебный год. «В День родного языка мы проводим мероприятия, на которых дети читают стихи на родном языке, и всегда говорим ребятам, что знание родного языка – это основа самостояния человека, а знание других языков обогащает человека. Мы сегодня живем в очень открытом мире, и это хорошо. А проблема знания родного языка актуальна для многих культур. Я знаю, что наш язык, за которым стоит такая богатая история и культура, не может исчезнуть. Лично за мной стоят традиции моей семьи, в которой всегда говорили на родном языке, я закончила в Кетченерах школу № 2, тогда село называлось Советское. Конечно, у нас была другая среда. На мой выбор профессии оказал большое влияние горячий патриот калмыцкого языка, родного края, учитель истории Дмитрий Боваевич Симкаев.
Поступила после школы в КалмГУ на филологический факультет отделение калмыцкого языка и литературы. Нам читали лекции на калмыцком языке великие педагоги-ученые Дорджи АнтоновичПавлов, Анатолий Шалхакович Кичиков, Очиров Уташ Улазганович, Бадмаев Андрей Васильевич, Джимгиров Михаил Эльченович. Это наш долг перед ними – полученное от них передавать последующему поколению Мой патриотизм в вопросе сохранения и широкого бытования калмыцкого языка в обществе – в большой мере мой долг перед предками, перед родителями, перед учителями. Меня порой упрекают в чрезмерной активности в этом вопросе (смеется)».
Зная Наталью Борисовну как прекрасного педагога с богатым опытом, открытого человека с яркой общественной разумной позицией, мы попросили высказать свое мнение об одной из основных причин проблемы незнания родного языка в калмыцкой среде.
«Да, очень многое делается для разрешения этой проблемы. Работая с учащимися, я сделала определенный вывод – знание родного языка начинается с семьи и уклада в семье, а еще локальнее – со знания родного языка матерью ребенка. Вот дети из кавказских семей свободно говорят на своем языке и русском, с легкостью читают выученные наизусть стихи на калмыцком языке для школьных мероприятий. Будут у нас говорить мамы на калмыцком языке, значит, дети будут говорить. С колыбельной песней, с ложечкой каши, с домашних игр должен входить родной язык в сознание ребенка, и на родном языке он будет говорить в любом уголке мира», – заверяет нас педагог. Говорит уверенно, потому что так поставлено в семье Мулаевых и в семьях их близких родственников.
Мы не можем бесконечно отмахиваться от таких наблюдений, пытаясь переложить ответственность за угасание родного языка на плохие учебники, учителей, ученых, власти всех уровней. Мы должны поддерживать самые разные инициативы и проекты в общественной среде и знать, что какой-то очередной из них, а может, сумма попыток, многолетнее упорство непременно «выстрелит». Что Наталья Мулаева, ее коллеги и единомышленники обречены на успех.