Со второго квартала 2021 года в тестовом режиме по дорогам страны начнут курсировать беспилотные автомобили, сообщает Минтранс России.

Эксперименты по использованию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) проводятся в 13 регионах страны, начиная с 2019 года. Однако беспилотники пока не выходили за пределы испытательных полигонов. Более того, на период испытательного срока в салоне беспилотника всегда находится инженер-испытатель. После окончания испытаний, которые завершатся в 2022 году, «живого» водителя полностью заменит цифровой двойник. План внедрения автоматически управляемых автомобилей рассчитан до 2024 года.

Дольше всего в эксперименте ВАТС участвуют Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Видимо, с этих регионов и начнется массовый беспилотный автопробег по трассам общего пользования.

В середине марта Министерство транспорта РФ представило план по развитию ВАТС, который включает разработку до конца 2021 года федерального закона об использовании беспилотных транспортных средств, а также подзаконных актов по безопасной эксплуатации беспилотных авто и полномочия госорганов в части формирования новой транспортной политики.

В частности, будут установлены требования к перевозке пассажиров и грузов, предельные тарифы для нового вида транспорта, периодичности прохождения техосмотра.

В связи с внедрением беспилотных автомобилей изменятся принципы ОСАГО, потребуется внесение поправок в Правила дорожного движения, порядок расследования ДТП с участием беспилотных авто, правила перевозки пассажиров и грузов, аккредитации операторов ТО для диагностики нового вида транспорта. Запланировано внесение поправок в КоАП по ответственности за нарушение правил эксплуатации беспилотных машин. В настоящее время в экспертном и профессиональном сообществе обсуждается вопрос о том, кто будет нести ответственность в случае аварий с участием беспилотных автомобилей.

Важно добавить, что пока нигде в мире не разрешается использовать беспилотный автотранспорт на дорогах общего пользования. Россия может стать одной из первых стран, где такие автомобили появятся.

Остается только представить, много ли желающих рискнет прокатиться на автомобиле, которым вместо человека управляет набор цифр? Ответ может быть любым.