Февральская революция стала судьбоносным моментом в истории России. Трактовка событий вековой давности до сих пор противоречива. Из школьных уроков истории мы знали, что жизнь в стране того периода характеризовалась нищетой и разрухой. Но так ли это было на самом деле?
Вышедший на телеканале Россия-24 многосерийный фильм главы Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова)
«Гибель Империи. Российский урок» во многом опровергает наши привычные представления, чем вызвал бурю эмоций и обсуждений в обществе. Между тем митрополит подробно разбирается во всех обстоятельствах того, почему в России в 1917 году оказались возможными сначала свержение многовековой монархии, а потом и установление диктатуры агрессивного меньшинства – пролетариата. Поэтому чтобы понять, где же все-таки истина, нужно найти время и посмотреть эту документальную ленту.
Автор показывает, какую огромную роль в трагедии 1917 года сыграли наши так называемые «союзники» – Великобритания и Франция, которые впрямую потакали заговорщикам. А британская делегация во главе с лордом Милнером и вовсе ставила в преддверии революции ультиматум императору, в котором требовала фактически изменения государственного строя в России в связи с введением концепции «ответственного» (перед Думой) правительства. И, заметим, все это происходило в период войны с Германией на истощение.
Во время просмотра фильма откровенно поразило и жгучее желание тогдашних представителей русского «просвещенного» общества, его элит просто «порулить» Россией. И для этого они создали, по сути, параллельное государство, у которого были почти все атрибуты государства настоящего – своя армия (террористическая), свои средства массовой информации, свой неформальный бюджет, свои «суды» и органы управления. В итоге в России к 1917 году общественное мнение было подготовлено к заговору и смене власти. Впрочем, в итоге многие из столь жаждавших революции погибли затем в мясорубке Гражданской войны и последующих уже большевистских репрессий.
«Фильм владыки Тихона важен сразу по нескольким причинам. Но главная заключается в том, что он открывает глаза для той части нашей аудитории, которая не знает истинных причин февральского госпереворота и крушения Российской империи. А причины таковы – предательство элиты, глупость и сознательная работа по уничтожению России со стороны наших конкурентов, которые в тот момент были нашими временными союзниками. Между тем мысль о том, что февральский переворот был организован при участии Великобритании, до сих пор ясно не зафиксирована ни в наших учебниках, ни в фильмах», – поделилися с газетой «Взгляд» публицист Николай Стариков, который в свое время написал книгу «1917. Разгадка «русской» революции». Ставя слово «русской» в кавычки, автор, по его признанию, как раз и намекал на иностранное происхождение тех событий.
«Подобные исторические уроки и иллюстрации очень важны, – подчеркнул он. – На сегодняшний день наше общество и большая часть политической элиты начинают прозревать в отношении того, что происходит вокруг нас. В 1991 году произошло то же самое – люди были обмануты теми же, кто разрушил Российскую империю в 1917 году, и на той же почве – звучат призывы отказаться от своей идеологии, армии и союзников. Отказ произошел, а дружбы не наступило. И наступить она наверняка вообще не может».
По мнению председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, генерального директора Государственного центрального музея современной истории России Ирины Великановой, дискуссия, развернувшаяся вокруг документального сериала митрополита Тихона об истории революции 1917 года, еще раз подчеркивает злободневность выбранной тематики.
«Владыка Тихон не раз поднимает проблему предательства национальных элит, выступившей против монарха и фактически совершивших переворот в воюющей стране. И акцентирует свое внимание на разобщенности и деградации элит, в чьих руках были сосредоточены рычаги финансово-экономического и политического влияния, – приводит ее слова «Комсомольская правда». – Фактически император Николай II в критический момент оказался в полной изоляции, от него отвернулись не только высшие сановники, представители финансово-экономических кругов, генералитета, но и, чего скрывать, даже члены правящей династии, разгуливавшие с красными бантами.
Россия сегодня, как и не раз в прежние эпохи, находится в условиях противостояния с Западом. И в условиях санкций. И мы должны задумываться об уроках, которые уже случались в нашей истории. Разобщенность элиты и ее критический отрыв от народных масс, неумение государства выстроить эффективный диалог с обществом приводят к самым катастрофическим последствиям для страны в целом. Задача политически активной, образованной части общества – вместе с государственным аппаратом искать пути решения наиболее насущных проблем, избегая радикализма, понимая, что последствия крушения государственных институтов, настигнут всех без исключения. Всегда стоит помнить о том, что революция «пожирает собственных детей». Нам нельзя допустить формирования экстремистского сообщества, пользующегося общественными симпатиями. Речь о культуре тотального отрицания всех общественных и государственных институтов, которую нам сегодня пытаются навязать».
Фильм митрополита Тихона «Гибель Империи. Российский урок» важен историческими параллелями, приводит мнение заместителя секретаря Общественной палаты РФ, директора Центрального музея Великой Отечественной войны Александра Школьника Газета.ru.
«Российская революция 1917 года и ее причины заставляют вспомнить недавние «цветные революции». Они очень похожи. Одной из главных причин русской революции стали элиты, очарованные пустыми лозунгами и желанием дружить в западными союзниками против действующей власти. Их легковерие и предательство запустило необратимые последствия. Второй причиной стала успешная информационная война, когда слухи и сплетни постоянно будоражили общество. Такими слухами был переполнен 1917 год, и эта информационная кампания столетней давности похожа на современные кибервойны. Фильм наглядно показывает, что империя погибла по этим причинам. С помощью умело подготовленного общественного мнения и советчиков со стороны был вбит клин в отношения общества и власти и спровоцирован всплеск тирании и репрессий. От бездуховности общество легко шагнуло к беспределу. Этот урок нельзя забывать и о нем надо рассказывать именно так: доходчиво и открыто», – убежден Школьник.
С ними солидарен секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии протоиерей Алексей Грищенко. «Фильм заставляет задуматься над важными вещами, связанными не только с историей, но с будущим нашей страны. Мы видим, как, оказывается, легко можно разрушить привычный мир ради иллюзий, а вернуть разрушенное, даже после осознания своих ошибок, уже невозможно. Хорошо, что в название вынесено слово «урок». Пусть горькие страницы нашей истории станут для нас уроком и помогут избежать неверных шагов в определении того, что же все-таки является благом для нашей родины и для каждого из нас», – сказал он «Степным вестям».
«Фильм достаточно тяжелый. Февраль 1917 года. Российская империя участвует в Первой мировой войне. Более 13 миллионов российских солдат на фронтах, страна несет большие потери, серьезный экономический спад. И тут – февральская революция, которая стала толчком к отречению императора от престола и прихода к власти Временного правительства под руководством Львова. За этим трагическим этапом российской истории последовали серьезные потери на фронтах, корниловский мятеж, заключение под домашний арест Николая II, Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война. Все эти события сказались на экономической, политической сферах российского государства. По сути Россия становилась республикой, – считает и председатель Общественной палаты РК Дмитрий Халхинов. – Неспособность правящей верхушки адекватно воспринять свалившиеся на нее обязанности по руководству страны позволили ввергнуть Россию в пучину кровавой гражданской войны. Конечно, во многом этому способствовали наши недруги – Германия, с которой мы воевали, активное участие приняла Великобритания и другие страны».
«Это тяжелый исторический урок, который получило наше государство, – продолжает наш собеседник. – Поэтому историю надо не только знать, но и извлекать из нее такие уроки. Уверен, фильм митрополита Тихона «Гибель Империи. Российский урок» послужит дальнейшему переосмыслению нами всеми тех событий. В первую очередь, молодежь должна знать какие этапы проходило государство, как формировалось российское общество, какие события происходили и какие последствия наступали, когда люди неправильно оценивали ту или иную обстановку. История не терпит сослагательного наклонения. Иногда ее надо просто принять, понять, переосмыслить и пережить».