27 апреля на хошудской земле, в Сарпе, средоточии одного из самых дружных субэтносов калмыцкого народа, состоялось важное событие, которого местные жители ждали десятки лет – открытие и освящение хурула.

Стоит отметить, что сарпинцы не просто ждали, когда в их поселке завершится строительство религиозного объекта, а сами на протяжении почти трех десятков лет возводили его.

Такое светлое событие, конечно, позвало на малую родину уроженцев Сарпы и близлежащих населенных пунктов, хошудов со всей Калмыкии. Собеседница «Степных вестей» Надежда Утнасунова говорит, что были все: кто проживает ныне в Москве, Петербурге, ачнр, зеенр и т.д. Что называется, яблоку негде было упасть.

В день открытия хурула право перерезать красную ленту предоставили шаджин-ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, камбы-ламе Республики Тыва Гелек Нацык-Доржу, старейшине поселка Сакиловой Булгун Басанговне и юному Омакаеву Андрею. Знаковым не только для сарпинцев, но и для всех жителей Кетченеровского района назвал это событие глава администрации РМО Санал Годжуров. Тэло Тулку Ринпоче вручил благодарности всем, кто участвовал в строительстве и всячески помогал в процессе возведения храма.

Мы поражаемся вновь и вновь этой долгой и трудной истории строительства хурула – на протяжении многих лет местные жители не опускали руки, а, наоборот, с энтузиазмом, целыми поколениями принимали участие в его возведении. В тяжелые 1990-е годы жертвовали деньги, скот, строительные материалы, жертвовали временем, энергией. «Кто чем мог, тем и помогал».

«В начале 90-х годов, когда распался Советский Союз, люди стали возвращаться к вере, началось возрождение буддизма, как вы помните, состоялся первый приезд Далай ламы XIV в Калмыкию. Тогда на одном из сходов местные жители решили построить хурул. А уже в начале 2000-х организовали буддийскую общину. В число учредителей вошли уважаемый буддийский зурхачи Юрий Нурдаев, Клавдия Озаева, которая хранила дома родовые божества хошудов. Именно с этого времени и началась активная работа по строительству хурула. В этот момент в Калмыкию приезжает молодой лама из Монголии Гончикджав». Молодой священнослужитель «загорелся» идеей местных жителей, вернулся на родину, заложил свою квартиру, на вырученные деньги собрал все положенное для закладки при строительстве хурула – это драгоценные металлы, камни, другие предметы и реликвии.

В год, месяц и день Лошади вместе с Юрием Ангаевичем и художником Бадмой Утнасуновым лама на рассвете вышел выбирать место. На юго-западной окраине Сарпы над ними пролетели птицы – они увидели в этом знак. В этом месте лама совершил обряд прошения земли у местных божеств, прочитал молитву. На очередном сходе граждан Бадма предложил архитектора Баатра Викторовича Мошулдаева. Еще в 1980-е годы он с известным историком И.В. Борисенко занимался Хошеутовским хурулом в Астраханской области, это стало важным фактором в выборе его кандидатуры. Б. Мошулдаев согласился с предложением хошудов, взялся за проект. По нему и приступили к строительству.

На самых первых субботниках мужчины закладывали фундамент, женщины готовили обеды. «При закладке фундамента Баатр Викторович не отходил, следил за каждым действием. Там у нас несколько ярусов – один большой этаж и несколько надстроек. Он говорил: «Если внизу что-то сделают не так, наверху это скажется сильно».

Мы назовем местных строителей – это Баатр Окчаев, Николай Очиров, Пюрвя Манджиев, Валентин (Хөрә) Кекеев, Александр Кекеев, Эдуард Кекеев, Эрдни Куршаев, Владимир Утаджиев, Борис Кичиков и многие другие. Ответственным за оформление и алтарную часть был Бадма Утнасунов, за установку отопления – Бадма Баканов, плитку на пол «уложил» Кичиков Борис. Многие организационные вопросы решали братья Александр и Канр Утаджиевы. Список дел можно бесконечно продолжать…

Так, методом народной стройки в Сарпе возвели хурул имени Зая пандиты «Сера Тосам Линг». Свой посильный вклад вносили все – от школьников до старейшин, представители всех хошудских родов, а также многие и многие кетченеровцы, жители Элисты и других районов республики, гости, соплеменники из Китая, Монголии (в их числе досточтимый Арджа Ринпоче). Большую помощь оказал племзавод «Сарпа».

«Степные вести» искренне поздравляют всю Калмыкию с тем, что славные наши хошуды не только возвели малый Хошеутовский хурул на калмыцкой земле, но и назвали его именем ойратского просветителя, хошуда Зая пандиты. Издание благодарит Бадму Утнасунова, на протяжении многих лет делавшего снимки процесса строительства хурула. Посмотрите фотографии, которыми Утнасунов поделился с редакцией (без права передачи иным изданиям), даже малая толика снимков из его архива – это летопись главного дела Сарпы на протяжении почти двадцати лет.

Фото: Бадма УТНАСУНОВ и открытые источники