Какие меры принимают власти Калмыкии для обеспечения жителей республики качественной питьевой водой? В каких населенных пунктах будут построены новые объекты водоснабжения уже в этом году? Какую H2O пьют элистинцы и когда дождутся возможности пить воду из-под крана? Что представляет собой в целом «водная» стратегия правительства региона: источники водозабора, действующие и перспективные, варианты доставки воды в города и села, цена вопроса?

Обо всем этом в часовом прямом эфире на своих личных страницах ВКонтакте и в инстаграм рассказал заместитель председателя правительства республики Наран Кюкеев, курирующий в кабмине вопросы реализации нацпроектов, недро-и водопользования и инфраструктурные проекты.

Вначале Наран Геннадьевич рассказал о результатах двухгодичной совместной работы правительства и муниципалитетов по реализации проектов, связанных с водоснабжением населенных пунктов. Так, в 2019 году была проведена реконструкция на шести объектах водоснабжения – в городе Городовиковске и с. Чапаевское Городовиковского района, п. Аршан и с. Вознесеновка Целинного района, с. Садовое Сарпинского  района, п. Цаган Аман Юстинского РМО и городе Лагани. Общий объем финансирования за счет различных бюджетов составил 65 млн рублей.

В 2020 году обновлены водопроводы в Большом Царыне, Садовом и Лагани. Также в Чилгире в рамках мероприятий к 100-летию автономии республики построена насосная станция и проложена магистральная труба до поселка. Кроме того, подготовили три пакета проектно-сметной документации по объектам в Троицком, Цаган Амане и Яшалте на общую сумму 59,6 млн рублей.

«В 2021 году планируем начать работы по двум объектам – в селе Троицкое и поселке Цаган Аман, – проинформировал Кюкеев. – Это объекты двухгодичные, серьезные, сложные технически. В Цаган Амане сложность связана с переносом водозабора выше по течению Волги, как это положено по нормативам. Это довольно сложно, в республике такие работы давно не проводились. На этом этапе нужно проводить специальные водолазные и подводные сварочные работы. Вторая часть – подготовка оборудования для очистки воды. Эту работу мы начнем до конца года и завершим в следующем.

По Троицкому сложность обусловлена тем, что Булгунское месторождение подземных вод дает воду солоноватую, минерализованную, из-за чего требуется строительство станции водоподготовки. Планируем здесь установку системы обратного осмоса. В республике такое оборудование еще нигде не ставили, и мы хотим посмотреть, как можно использовать такие системы для водоснабжения муниципалитетов.

На следующие два года намечена реконструкция объектов водоснабжения в селах Яшалта и Ульяновское, а также в Лагани (водоподготовка). Таким образом, этими работами будет исчерпан весь бюджет, который выделен республике по нацпроекту «Чистая вода», это 624 миллиона рублей».

Как отметил вице-премьер, еще в июле 2019 года Бату Хасиков обращался к президенту страны по поводу того, что выделенных региону средств недостаточно для обеспечения питьевой водой населения республики. В реальности требуются средства в пределах 6,7 млрд рублей. Для рассмотрения правительством России заявки регион должен представить соответствующую проектно-сметную документацию, прошедшую госэкспертизу. Необходимые пакеты документов на 30 объектов общей суммой 2,9 млрд рублей в прошлом году были подготовлены, и республика подала в Минстрой заявку на финансирование мероприятий по ним в 2022-2024 годы.

«Минстрой понимает наши сложности и готов нас поддержать при прохождении правительственной комиссии на уровне Минфина и Минэка России. Это уже следующий этап нашей работы», – сообщил Кюкеев.

Помимо вышеназванных задач, которые были озвучены руководством Калмыкии во время визита в республику премьер-министра РФ Михаила Мишустина, остается проблема Ики-Бурульского группового водопровода. С 2006-го по 2015-й годы велось строительство этого объекта, израсходованы средства в объеме 5 млрд рублей, но в полном объеме он не работает в интересах Элисты, Ики-Бурульского и Приютненского района, как это предполагалось проектом.

«Трудно понять, в чем причина – проблема возникла то ли на этапе водозабора, то ли водоподготовки, либо дело в самом водоводе. Полагаем, ответы на эти вопросы мы получим в ходе строительно-технической экспертизы. Напомню, в соответствии с распоряжением Михаила Мишустина республике выделены 72 млн рублей на проведение такого аудита.

Сейчас момент завершается подготовка технического задания для объявления конкурсных процедур на проведение такой экспертизы. По итогам конкурса будет определена экспертная организация. Мы хотим поставить перед ней задачи по составлению экспертной оценки и по водозабору, и по водоводу, и по путям решения проблемы с водоподготовкой. Эту работу эксперты должны завершить до 1 декабря 2021 года и представить заключение. Нужно понять, что же нам следует делать дальше с этим объектом, по каким направлениям двигаться, какой эффект получим от реализации любого из вариантов разрешения ситуации, сколько будет стоить каждый из них», – пояснил зампред правительства РК.

В качестве возможных вариантов рассматривается доведение строительства Ики-Бурульского группового водопровода до конца в соответствии с проектными решениями либо поиск другого источника водозабора с учетом того, что ранее в воде из Левокумки было выявлено превышение предельно-допустимой концентрации по бору, кремнию и аммонию. Также возможно использовать групповой водопровод для снабжения населенных пунктов технической водой.

О крайне неудовлетворительной ситуации с питьевой водой в Калмыкии свидетельствуют цифры и факты, озвученные спикером в ходе прямого эфира. После того как весной 2019 года Роспотребнадзор изменил методику расчета показателей качества питьевой воды, отказавшись от применения термина «условно-доброкачественная вода», практически вся вода в населенных пунктах региона перешла в категорию «недоброкачественная». И реальный показатель качественной воды у нас вместо прежде фигурировавших 74 % оказался 7,2 %. При том, что по стране среднее значение – 85,5%. Следом за Калмыкией идут два региона, где вода также неудовлетворительного качества, это Республика Тыва и Курганская область, у них соответственно 24 % и 46 %.

Процент обеспеченности качественным водоснабжением городских жителей в среднем по России – 92,5 %, в Калмыкии же этот показатель составляет 0 %. В частности, в Элисте минерализация воды из крана на уровне 2–2,2 грамма на литр при нормативе менее одного грамма. Эта вода Роспотребнадзором вынужденно признана питьевой по причине отсутствия иных источников водоснабжения.

По словам Нарана Кюкеева, Калмыкия самостоятельно инициировала вопрос по формированию единой схемы водоснабжения и водоотведения в региона. Проектировщики эту работу выполнили, и первого марта правительство РК получило документ на руки. «Это такой серьезный фолиант с 1900 страницами, где только утверждаемая часть состоит из двухсот страниц, – заметил он. – Конечно же, этот документ не является окончательным, в него будут вноситься изменения. Но, по крайней мере, мы имеем базовый документ, в котором представлена вся картина с водой в республике».

По итогам этого анализа стало понятно, что основные источники водоснабжения у нас подземные, при этом они слабого качества: вода там с достаточно высоким уровнем минерализации, для использования ее в питьевых целях необходима сложная и весьма затратная водоподготовка с применением технологии обратного осмоса.

Второй путь – доставка воды из поверхностных источников. Их у нас фактически всего два – Чограйское водохранилище и река Волга. Вода из Чограя, который пополняется из реки Кума, имеет слишком высокую минерализацию, ее для питьевых нужд прямо сейчас без подготовки использовать нельзя. Поэтому основным источником поверхностных вод  является река Волга. Этот вариант рассматривается в качестве одного из направлений водной стратегии в расчете на 5-10-15 лет вперед.

Конечно, стоимость строительства группового водопровода из Цаган Амана в Элисту достаточно серьезная. Эксперты подсчитали, что он может обойтись в пределах 13 млрд рублей. Но плюсом здесь то, что подготовка волжской воды к пуску в водопроводную сеть не предполагает применения сложной технологии, и сама эксплуатация объектов водоснабжения не приведет к серьезному удорожанию тарифов для населения и необходимости субсидирования прочих потребителей.

«Если бы мы нашли в Калмыкии надежные источники с достаточным качеством воды и ее дебетом, это решило бы многие проблемы. Позиция Федерального агентства по недропользованию состоит в том, что из 140 подземных линз воды в республике нет ни одной с качеством на уровне питьевых стандартов, вся вода является солоноватой либо слабосолоноватой. Росгеология же считает, что эти данные необходимо перепроверить. Правительство республики с ним согласно. Сейчас совместно с коллегами из Росгеологии плотно работаем над проведением такой переоценки. В ближайшем будущем начнем поиски подземных источников с надлежащим качеством воды. Если не найдем, будем искать другие варианты решения проблемы», – отметил Наран Геннадьевич.

Относительно перспектив водоснабжения столицы Калмыкии, где проживает 103 тысячи человек, тоже немало вопросов. На сегодня город получает воду из двух источников – это Баяртинское и Троицкое месторождения подземных вод, эксплуатируемых соответственно Верхнеяшкульским и Баяртинским водозаборами. Основной – Верхнеяшкульский с дебетом 30 тысяч кубометров в сутки, дебет дополнительного Баяртинского – 20 тысяч. Качество воды там разное: в Верхнеяшкульском минерализация воды, в зависимости от сезона, составляет в среднем 1,7 грамма, в Баяртинском – 1,3. Правда, доставка воды из последнего чуть длиннее, на 38 километров, и водовод находится в плачевном состоянии.

«Задачу, связанную с модернизацией объектов водоснабжения Элисты, мы разбили на два этапа: первый –  реконструкция водозабора, то есть скважины, второй – реконструкция двух водоводов. Проектирование по ним завершим уже в этом году. А проектирование водоподготовки планируем завершить в 2022-м», – сообщил вице-премьер.

Кроме того, что необходимо решить вопрос с водоподготовкой, предстоит определиться, как быть с утилизацией соляного раствора, который будет образовываться в результате очистки. Существует два варианта, первый – выпаривание воды на прудах-испарителях, второй – закачка концентрата в глубокие слои под землю на несколько сот метров. Нужно провести геодезические работы и просчитать экономические моменты, после этого определить, какой из них предпочтительнее.

В рамках индивидуальной программы социально-экономического развития региона запланировано проектирование и строительство новых канализационно-очистных сооружений Элисты. Работа уже на стадии завершения. После получения заключения госэкспертизы приступят к строительству, которое, очевидно, будет разбито на несколько пусковых очередей. Также предстоит определиться с источниками финансирования.

В ходе прямого эфира заместитель председателя правительства РК также ответил на вопросы, поступившие в форме комментариев. По мнению Нарана Кюкеева, подобный формат общения с жителями республики сегодня очень востребован в качестве обратной связи с гражданами по наиболее важным проблемам в жизни республики и представляется полезным как для органов власти, так и для граждан.