Сегодня, 26 мая, по григорианскому календарю, в 15 день весеннего месяца по лунному календарю буддисты и жители регионов, по традиции исповедующие буддизм, празднуют день рождения основателя учения Будды Шакьямуни.
Будда и жизненный путь
Историки относят время его рождения к 563 или 623 годам до нашей эры. Он получил при земном рождении имя Сиддхартха Гаутама – потомок Готамы, успешный в достижении целей. Буддийские источники указывают, что это было не первое рождение Будды. На земле людей он родился по просьбе брахмана Сахампати, который заступился за людей, увидев сомнения Будды в способности людей познать сложное учение. Тогда, рассказывают легенды, Будду чудесным образом родила царица Майя. Чтобы проповедуемое им учение было авторитетно среди людей, он родился в именитой семье царя Шакья. Сиддхартха прошел путь человека, не удовлетворившегося личным материальным благополучием, и, пройдя испытания богатством, славой, сомнениями, физическим и духовным истязанием, достиг просветления – его ум пробудился для постижения истины. Его стали звать Буддой Шакьямуни – пробужденный мудрец из рода Шакья. Он основатель одной из древних мировых религий, которая, как и иудаизм, христианство, ислам, стала основой духовности человечества. Потому так важно в дни религиозных праздников совершать не только ритуалы, но и слушать, читать слова духовных учителей.
Его Святейшество Далай-лама XIV на одной из лекций сказал: «Буддийские учения столь же крайне глубоки, столь же многообразны… В любом случае буддизм – это глубокий, разумный и утонченный подход к человеческой жизни, который делает упор не на нечто внешнее, а на личную ответственность за внутреннее развитие… Будучи верными последователями Будды, мы должны постоянно совершенствовать сострадание и честность. Делая добро другим, мы сумеем научиться быть менее эгоистичными. Разделяя страдания других, мы будем все более увеличивать заботу о благе всех живых существ. Таковы основоположения Учения. Для того, чтобы осуществить их, мы практикуем глубокую медитацию и совершенствуем мудрость… Будда всегда подчеркивал равновесие мудрости и сострадания: хороший рассудок и доброе сердце должны работать вместе. Придавая же больше значения рассудочности и пренебрегая сердцем, можно породить в этом мире проблемы и страдания (например, наши экологические проблемы и техногенные катастрофы – Ред.). С другой стороны, делая лишь упор на сердце и игнорируя разум, люди мало чем отличаются от животных. Рассудок и сердце должны совершенствоваться равновесно, а следствием этого станет материальный прогресс, сопровождаемый благим духовным развитием. Работающие в согласии сердце и разум произведут плоды истинного миролюбия в дружественной семье человечества».
Будда и философия
Буддизм как наука лег в основу трудов многих философов мира и занимал умы таких великих европейских писателей как Ромен Роллан, Герман Гессе, Лев Толстой. Русский писатель Иван Бунин с образом Будды и его духовными поисками сопоставляет жизнь и уход Льва Толстого. Статью «Освобождение духа» он начинает с цитаты из буддийского текста: «Совершенный, монахи, не живет в довольстве. Совершенный, о монахи, есть святой Высочайший Будда. Отверзите уши ваши: освобождение от смерти найдено». И вот Толстой говорит об «освобождении»: «Мало того, что пространство и время и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся наша жизнь (есть) все большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от всего». В этих словах, еще никем никогда не отмеченных, главное указание к пониманию его всего. Астапово – завершение «освобождения», которым была вся его жизнь, невзирая на всю великую силу «подчинения».
Личность Будды и его учение вошли в мировую педагогику. Так, в 1999 году в России в серии «Антология гуманной педагогики» вышла книга «Будда и его Учение», во вступлении которой написано: «Учение Будды глубоко педагогично, ведь наиглавнейшая цель его пути к просветлению человека – воспитание нравственности». Прошло свыше 2500 лет со времени рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды, но его учение о духовном совершенствии постигается и поныне.