Сегодня в большом зале заседаний Дома правительства РК впервые состоялись публичные слушания по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. Событие важное и примечательное в общественно-политической жизни Калмыкии, свидетельствующее о демократизации властных институтов и легитимации одного из ключевых положений федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в регионе.
В соответствии с внесенными в марте этого года поправками в закон «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» отныне в практику деятельности кабинета министров РК вводится процедура проведения слушаний по проекту республиканского бюджета на очередной календарный год и годовому отчету о его исполнении. Открытое обсуждение главного финансового документа региона на его начальной и конечной стадиях представителями органов власти всех уровней, общественности и институтов гражданского общества отныне будет предварять внесение соответствующих законопроектов в Народный Хурал Калмыкии.
Как отметил, открывая мероприятие, председатель правительства республики Юрий Зайцев, публичные слушания по бюджету позволяют сделать его более прозрачным для общественности и населения. Для органов власти же задача – принять к сведению и предметно использовать в работе замечания и предложения, высказанные по основным параметрам главного финансового документа и их максимально эффективному исполнению.
«Бюджет очень важен для жителей республики, так как в нем предусматриваются все направления жизнедеятельности и дальнейшее повышение жизненного уровня населения. Жители Калмыкии являются налогоплательщиками и вправе знать, как формируется республиканский бюджет, насколько эффективно используются бюджетные средства», – подчеркнул премьер.
В своем докладе первый заместитель председателя правительства – министр финансов РК Очир Шургучеев отметил, что исполнение бюджета в отчетном году проходило в сложных экономических условиях, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции. Эпидограничения негативно отразились на экономике и бюджетных взаимоотношениях, что, соответственно, отразилось на доходной части бюджета и, как следствие, исполнении его расходных статей. Несмотря на это, кабмину РК удалось сохранить положительную динамику поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов: за 2020 год в сравнении с предыдущим годом они выросли на 13,4 %, или на 785 млн рублей и составили по итогам года около 6,7 млрд рублей.
Объем федеральной поддержки увеличился на 35 %, или на 3,6 млрд рублей – до 13,7 миллиарда и стал наибольшим за последние годы, в том числе за счет начала реализации в 2020 году Индивидуальной программы социально-экономического развития РК и выделения средств на мероприятия по борьбе с пандемией и ее последствиями.
«В целом доходы республиканского бюджета превысили объемы 2019 года на 30 %, или на 4,7 млрд рублей, и составили в 2020 году 20,4 млрд рублей. Расходы также выросли на 38,6 %, в абсолютном выражении – на 6,2 млрд рублей, и в целом исполнение по ним составило 22,3 млрд рублей», – сообщил Шургучеев.
Несомненным достижением первый вице-премьер назвал тот факт, что в условиях пандемии бюджет сохранил социальную направленность. Доля расходов на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт в общей структуре расходной части составила 67,9 %, или 15,1 млрд рублей. Финансовая поддержка реального сектора экономики исчисляется 5,6 миллиарда – это более четверти всех расходов.
Более подробный материал о публичных слушаниях «Степные вести» планируют опубликовать завтра, а пока хотелось бы остановиться на некоторых моментах обсуждения. По некоторым аспектам темы бюджета-2020 развернулись серьезные дискуссии, выходящие за рамки повестки слушаний. Подобная полемика обычно происходит в стенах парламента республики при обсуждении бюджетных законопроектов, в более широкой аудитории калмыцкого истеблишмента такое происходило, пожалуй, впервые.
В частности, от нашей газеты прозвучал вопрос, касающийся выполнения долговых обязательств республиканского бюджета по итогам 2020 года и в целом выстраивания тактики и стратегии долговой политики правительства региона. Тема актуальная, болезненная, волнующая общественность, она неизменно является объектом критики. Вот и попросивший микрофон для вопроса элистинец Юрий Абушинов прямо заявил, что допущение роста объема госдолга за 2020 год на 43 % свидетельствует о неумелых действиях правительства региона по управлению госдолгом.
«По результатам 2020 года у нас, действительно, произошел рост госдолга, сумма образовалась в пределах 6 с половиной миллиардов рублей, из которых 4 миллиарда составляют коммерческие кредиты, – констатировал, отвечая на прозвучавшие вопросы, глава калмыцкого Минфина. – Причина увеличения, прежде всего, пандемия. 1 млрд 800 млн рублей мы направили на борьбу с коронавирусом – расходы на медикаменты, средства индивидуальной защиты, стимулирующие выплаты врачам. Это все было необходимо.
Второе обстоятельство, повлиявшее на увеличение госдолга, тоже связано с коронавирусом – мы поддерживали наши муниципальные образования. Они начали проседать по доходам, при этом им нужно было выполнять свои обязательства – по той же заработной плате, коммунальным платежам. С целью выравнивания бюджетной обеспеченности мы перечислили им дотации на сумму почти 400 млн рублей.
Если говорить о соотношении бюджетного и коммерческого долга, то, положа руку на сердце, могу сказать, что мы за прошлый год ухудшили свои позиции. Сегодня госдолг достиг 73 % к уровню налоговых и неналоговых доходов. За четыре месяца этого года мы удержались, ничего не брали. В первом квартале провели аукционы и привлекли более дешевые кредиты, по 5,5 %, которыми заместили более дорогие кредиты. Наша задача – снизить этот уровень до 70 процентов и ниже к уровню 2019 года. Это нам облегчит задачу при работе с Минфином в части выстраивания тактики долговой политики. И такая работа нами ведется постоянно».
По словам Шургучеева, хорошая новость заключается в том, что, как озвучил президент страны в своем послании, с этого года регионам дается возможность реструктуризировать коммерческий долг и пролонгировать взятые ранее бюджетные кредиты на период до 2029 года. В частности, Калмыкия в конце прошлого года получила бюджетный кредит в размере 704 миллионов рублей. Сейчас Минфин России прорабатывает механизм новой программы реструктуризации, ведутся расчеты. Единственное известно, и из уст президента это прозвучало – необходимо, чтобы соотношение коммерческих кредитов к налоговым и неналоговым доходам у регионов было не более 25 %. Вопрос стоит: за 2020 или 2021 годы правительство РФ будет брать за основу расчета. Если будут брать исполнение за 2020 год, то эта методика будет для Калмыкии более выгодна. Тогда объем замещаемых кредитов будет больше, и, соответственно, республика выиграет на обслуживании долга.
«В части реструктуризации бюджетных кредитов правительством страны предложен очень хороший инструмент – предоставление бюджетных инфраструктурных кредитов для развития инфраструктуры в регионах по льготной ставке не более 3 % сроком на 15 лет, – продолжил Очир Санджеевич. – Допустим, по 2021 году у нас график по программе реструктуризации был – 400 миллионов рублей, но в прошлом году были внесены изменения и установили сумму в 100 миллионов. Соответственно, высвободившиеся 300 млн рублей мы можем направить на создание инфраструктуры – построить дорогу, подвести газ, электричество к какому-то объекту, возводимому в рамках инвестиционного проекта, который потом будет и создавать нам налогооблагаемую базу и создавать рабочие места. Фишка для субъектов РФ в том, что если такой инфраструктурный проект будет генерировать налоги, НДС, в первую очередь, то на сумму этого налога будет списываться задолженность по бюджетному кредиту.
На сегодняшний день по реализации нового механизма реструктуризации бюджетных кредитов у нас уже подготовлены два инфраструктурных проекта, которые мы согласовали с Минэкономразвития России. На их реализацию заложены средства в бюджет республики, это порядка 230 млн рублей, из них 65 миллионов мы готовы передать инициаторам проектов, чтобы они могли начать строить».
На этом вопросы к докладчику не закончились. Председатель регионального общественного движения «Наша Калмыкия» Санал Убушиев поинтересовался, пришлось ли республике в прошлом году возвращать в федеральный бюджет средства, выделенные республике, но не до конца освоенные в ходе реализации национальных проектов, подобно тому, как это имело место в 2019 году?
По словам главы Минфина РК, в 2020 году на финансирование национальных проектов в республику было направлено около 4 млрд рублей, на 905 миллионов больше, чем поступило на эти цели в 2019-м. Остатки средств, это порядка более 100 млн рублей, в начале января были возвращены в федеральный бюджет. Это постоянно происходит, и уже в этом году средства снова к нам придут.
Фото: Николай Бошев