Сегодня, во второй день, форум «Элиста-2021» стал коммуникационной площадкой, на которой представители власти, бизнеса и общественники обсудили приоритеты развития и внешнеэкономические перспективы Калмыкии, национальные цели инвестирования, региональные меры поддержки предпринимателей.
Экспертная работа строилась в формате дискуссий на панельных сессиях. В одной из них приняли участие Глава Калмыкии Бату Хасиков и почетные гости форума – чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалал и вице-губернатор – председатель правительства Астраханской области Олег Князев.
Участникам секции, посвященной теме международного транспортного коридора Иран – Россия и экспортной перспективе Калмыкии, посыл задал в приветственном слове Глава Калмыкии.
– Видел вчера реакцию участников национальной премии «Бизнес-успех», которая проходит у нас во второй раз и еще раз подтверждает, что власть открыта и готова содействовать и помогать предпринимателям. Отмечаю в этом роль правительства республики, в частности минэкономразвития, их настойчивость в построении коммуникации между всеми участниками экономического процесса. Результаты очевидны, а национальные рейтинги красноречивы: 12 место республики в этом году с точки зрения инвестиционных привлекательности и климата против 58-го в 2020-м и 83-го в 2019-м. Сегодня мы оперируем множеством инструментов, начиная от правовой основы и работы надзорно-контрольных органов до льготных кредитов и субсидий по индивидуальной программе развития.
Основная суть форума и установка команде: пусть пока будет небольшое количество далеко не сверхмасштабных проектов. Главное – доводить их до логического завершения, чтобы и предприниматели, и инвесторы понимали: на этой территории возможно добиться многого.
А в плане глобальных и долгосрочных перспектив для республики напомню: российское побережье Каспия составляет чуть меньше 700 км с тремя портами в Астрахани, Оля и Махачкале, иранское – 724 км и 13 портов. Об этом говорим на разных площадках и давно, нас поддерживает Российская Федерация. Если мы разовьем инфраструктуру, выиграют все, этот вопрос я обсуждал с Игорем Юрьевичем (Бабушкин – губернатор Астраханской области – прим. СВ) и Сергеем Алимовичем (Меликов – врио главы Республики Дагестан – прим. СВ). Мы не конкуренты, и с этим согласны иностранные коллеги. Нам есть о чем говорить и что планировать, чтобы выходить за узкие рамки и мыслить шире, – подчеркнул руководитель региона.
Рассуждая об экспортных перспективах калмыцких сельхозпредприятий, отраслевой министр Максим Менкнасунов представил говорящие показатели.
Пока сельское хозяйство региона движется по экстенсивному пути, увеличивая производительность путем роста поголовья и одновременного истощения пастбищ и пашен. Минсельхоз в стратегических выкладках обращает взор на формирование добавленной стоимости за счет строительства откормочных площадок и частичного перехода на стойловое содержание скота, племенной работы, развития мелиоративного кормопроизводства и богарного земледелия, повышения урожайности и рационального использования пустующих земель.
По подсчетам минсельхоза, переход на интенсивный способ мясного животноводства позволит увеличить экспортный потенциал Калмыкии до 130 млн долларов, оказать эффект на экономику региона в виде дополнительных полутора процентов роста валового регионального продукта до 2030 года, а с учетом переработки и племенного дела – до ежегодных двух с половиной. Для этого в следующем году создадут госплемобъединение, эффект от деятельности которого ожидают лет через пять. А к 2030 году предполагают создать добавленную стоимость на уровне четырех с половиной миллиардов рублей, 1440 рабочих мест и накормить отборными продуктами один миллион 800 тысяч человек по нормам потребления баранины и говядины, которые регламентируются федеральным минздравом.
Гендиректор Центра поддержки экспорта РК Савр Дамбаев дополнил информацию применительно к иранской тематике по трем направлениям.
В 2019 году компания «Вектор+» отгружала на экспорт охлажденную баранину, а в прошлом из-за засухи импортер взял паузу по причине подкрепления поголовья. Чтобы гарантированно набирать объявленный министром объем мясной продукции, необходима организация совместного предприятия.
Урожай пшеницы и ячменя калмыцкие зерновики сегодня отгружают в Астрахань для последующей отправки в исламскую республику. Проблема для прямых поставок заключается в отсутствии пусть небольшого, на 25-30 тысяч тонн, элеватора для временного хранения, сушки, сортировки и отгрузки.
Рис, выращиваемый в Октябрьском районе, прошел сертификацию в качестве наполнителя для детского питания, что свидетельствует о высоком качестве продукта. В случае экспорта район имеет возможность расширить посевные площади еще на 10-12 тысяч гектаров. А Центр поддержки экспорта как структурное подразделение Российского экспортного центра готов финансово и организационно подготовить обмен визитами рабочих групп Ирана и Калмыкии для детального обсуждения планов.
И, как подтвердил Глава Калмыкии, такая рабочая группа уже сформирована и в скором времени отправится в Иран.
Между тем в вопросе планирования транспортного коридора, о коем только задумывается республика, Астраханская область проделала колоссальную работу, переведя в практическую плоскость. Своим видением о точках взаимодействия с калмыцкими коллегами, соседним Дагестаном и Ираном поделился вице-губернатор – председатель правительства области Олег Князев.
Туризм, сельскохозяйственное сотрудничество в области селекции и обмена специалистами, создание оптовых рынков для приграничных территорий и расширения бизнеса местными предпринимателями, участие в транспортном коридоре между Россией и Ираном в качестве потребителей и реализаторов, увеличение количества портовых выходов и расширения доступа к рынку малым и средним компаниям, развитие межкультурных и межнациональных связей как двигателя экономики.
Калмыкия, по мнению Князева, представляет сгусток пока недооцененных возможностей и поэтому большой потенциал.
Почетный гость форума Казем Джалал выразил ожидания Ирана от России в целом и ее регионов в частности в плане взаимовыгодного развития и выделил две больших плоскости.
В плане развития взаимоотношений обозначил обоюдные закупки зерновых культур и кормов, существование 70-75 % незадействованной внутренними потребностями мощности иранских мукомольных предприятий для производителей из-за рубежа, организацию транспортного узла для распределения российского зерна в западную и восточную Азию, импорт в частности калмыцкого мяса и риса, экспорт плодоовощной и нефтехимической продукции из своего государства.
В части построения транспортного коридора Север-Юг основным должно стать укрепление ближних, водных, путей между государствами. Для этого, как считает посол, необходимы портовые сооружения и близость к ним железнодорожных путей, полнокомплектный флот с судами-контейнерами и паромами.
Подобно иранским прикаспийским провинциям Гилян, Мазендеран и Голестан Калмыкия, Астрахань и Дагестан должны стать связующими звеньями коридора по причине экономической целесообразности организации грузоперевозок через ближайшие опорные пункты транспортного пути.
В связи с этим вопрос о будущем порте в Лагани, где соблюдены все условия в виде близости железнодорожных (42 км до Улан Хола) и автопутей (24 км до федеральной трассы), глубоководности гавани, встал и на сессии. Для строительства морского порта потребуется не менее 47 миллиардов рублей, из которых 35 понадобятся уже на первом этапе, озвучил глава некогда сильного в промышленном плане Лаганского района Очир Очиров.
Как выяснилось, не откладывая дело в долгий ящик, чрезвычайный и полномочный посол Казем Джалали завтра же выезжает для знакомства на местности с уже существующим портом в астраханском Оля и территорией под будущие доки в калмыцком городе.
Фото: Николай БОШЕВ