Наконец-таки улицы калмыцкой столицы – Элисты – постепенно стали принимать нормальный вид. Кое-где дорожники сделали уже привычно приевшийся «ямочный» ремонт, но основные работы ведутся всерьез. Специальной машиной срезают верхний слой асфальта, отправляют на переработку, а затем с усилением дорожного полотна используют его со свежеизготовленной асфальтной массой.

%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d1%83%d1%82%d0%be%d0%b2«Это предстоит сделать на улицах Ленина, Пушкина, Губаревича (от Ленина до Клыкова), Шевцовой, Демьяновской и переулке Демьяновском. Подчеркну, что перед укладкой асфальта старая дорога будет обязательно выровнена, чтобы было, как говорится, без сучка и задоринки, и лишь потом сверху накатаем твёрдое покрытие толщиной от пяти до семи сантиметров, а кое-где и до десяти», – в конце апреля рассказывал «Степным вестям» директор муниципального бюджетного учреждения «Дорожное управление “Элиста-Автодор”» Евгений Мамутов.

Работы на улице Пушкина
Работы на улице Пушкина

Сейчас, как видим, его слова не расходятся с делом, что, впрочем, вызывает массу недовольства как пешеходов, так и водителей. Первым не нравятся изменения маршрутов «газелистов», перенос остановок, вторые сетуют на затягивание ремонтных работ. Так ведь и Москва не сразу строилась!

Рабочие ПМК-17: Евгений Манджиев, Адьян Даваев, Санал Басангов
Рабочие ПМК-17: Евгений Манджиев, Адьян Даваев, Санал Басангов

Как пояснил Евгений Александрович, из-за большого объёма работ пришлось даже прибегнуть к найму подрядчиков, так как своих работников не хватает.

Работы идут сразу по нескольким объектам, а время поджимает. Скоро пойдут дожди, и тогда придётся «сворачиваться». Ведь приходится заниматься не только непосредственно улицами, но и расширением и обустройством придомовых площадок для стоянок автомобилей, «карманов» возле организаций и предприятий, заменой светофоров и фонарей уличного освещения.

3
Обновляются «карманы» для автомашин

Автор этих строк, проезжая возле школы № 23, видел: теперь здесь свободно можно припарковаться, а раньше ведь все водители «перелезали» через бордюр, чтобы оставить авто и отвести ребенка на занятия.

Полностью преобразился переулок Демьяновский, один из самых загруженных внутренних маршрутов, по которому ездят грузовики-транзитники; он был в выбоинах, колдобинах, там автослалом можно было проводить. Теперь его не узнать – гладенький, ровнехонький. Но это, оказывается, ещё не всё! Здесь будут укладывать второй слой асфальта, и улица станет выглядеть, скажем, так  как в нормальном европейском городе. Сейчас выполнено только 70 процентов запланированного, так что время приемки подойдет скоро.

Асфальтоукладчик – главная машина
Асфальтоукладчик – главная машина

А вот что касается улицы Демьяновской, то здесь работы придется отложить до следующего года. Мамутов рассуждает прагматично, не собираясь делать ремонт «по кусочкам». Лучше уж завести сюда технику скопом и разом, но всё сделать одним махом.

Нынче же работа кипит, финансирование ритмичное. Что еще нужно в современных условиях? Спецзаказчик ведет контроль, деньги поступают. Освоено уже 44 миллиона рублей, работ выполнено на 50 миллионов. И все же, несмотря на авральный ритм, кое-что из запланированного придется перенести на будущее.

Разметка дорожного полотна
Разметка дорожного полотна

– Вы поймите, – несколько горячится Евгений Александрович, – мы же помимо непосредственно асфальтирования улиц занимаемся обновлением светофорных объектов, заменой уличных светильников на светодиодные, монтажом бордюрного камня; наносим дорожную разметку более стойкой, долговечной краской. Всё идет в комплексе, а это – и время, и деньги.

Укладка бордюрного камня – работа тяжелая
Укладка бордюрного камня – работа тяжелая

Самая тяжелая и кропотливая работа – бордюрная. И самая медленная, кстати. Ведь каждая такая «каменюка» весит 105 килограммов, а ее нужно установить очень точно – и по горизонтали, и по вертикали. То есть, возни до фига.

…Вот уже часть улиц Пушкина, Губаревича, Номто Очирова, Сусеева и некоторых других обретают «человеческое лицо». Тем не менее, не мог не задать главному дорожнику Элисты вопрос, в течение многих лет волнующий жителей Северо-Западного и Южного районов столицы Калмыкии: когда здесь появятся нормальные дороги?

Как пояснил Евгений Александрович, в плане – заказ проектов на эти работы. Дело в том, что нынче идет ремонт уже готовых улиц, где есть все объекты, коммуникации как наземные, так и подземные. Там же придется начинать «с нуля». Это – другая категория сложности. Но в 2017-м году дело сдвинется с мертвой точки, так как уже нынче в бюджет будут закладывать эти расходы.

…Стоит, видимо, напомнить элистинцам, что в течение последних двадцати лет улицам столицы Калмыкии практически не уделяли внимания – максимум частичная «ямочная» косметика. Сейчас произошел переход на новый уровень, а красота, как известно, требует жертв.