Сегодня в Большом зале заседаний Дома правительства РК состоялись первые публичные слушания по проекту республиканского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Открытое обсуждение главного финансового документа на его начальной и конечной стадиях представителями органов власти всех уровней, общественности и институтов гражданского общества будет предварять внесение соответствующих законопроектов в Народный Хурал Калмыкии.

Об основных положениях бюджета-2022 рассказал первый вице-премьер-министр финансов РК Очир Шургучеев.

Предваряя свое выступление, министр отметил, что «проект республиканского бюджета на трехлетний цикл формировался в условиях продолжающегося распространения коронавирусной инфекции.

Пандемия и связанные с ней ограничительные меры продолжают оставаться сдерживающим фактором. В сложившихся обстоятельствах усугубляется проблема обеспечения сбалансированности бюджета и сохранения долговых обязательств на экономически безопасном уровне».

Приведем основные положения проекта бюджета на 2022-2024 годы.

Доходы республиканского бюджета

По словам Шургучеева, предполагаемые доходы республиканской казны в следующем году составят 19 844,1 млн рублей, расходы – 20 088,7 млн рублей. Таким образом ожидается дефицит 244,6 млн рублей.

Налоговые и неналоговые доходы в следующем году планируются в объеме 9 360 млн рублей, что по сравнению с ожидаемым исполнением за 2021-й выше на 3,1%.

Дефицитным ожидается и бюджет-2023. От налоговых и неналоговых  поступлений планируют получить 20 207,8 млн рублей, при этом расходы могут составить 20 408,9 млн. В этот период налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в объеме 9 798,5 млн рублей, или с ростом к 2022 г. на 4,7%.

Но уже 2024-й обещает бюджетный профицит +135,2 млн рублей (доходы – 20 887,1 млн, расходы – 20 751,9 млн). Налоговые и неналоговые доходы на 2024 год прогнозируются в объеме 10 353,3 млн рублей, или с ростом к 2023-му на 5,7%.

Добавим, основными доходными источниками республиканского бюджета остаются четыре налога – на прибыль, акцизы, имущество и НДФЛ. Доля от их поступлений в объеме налоговых и неналоговых доходов составляет порядка 93,1%.

Безусловным приоритетом является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, – подчеркнул далее О. Шургучеев. – Проект республиканского бюджета на трехлетний цикл на 95% сформирован в программном формате, в увязке с приоритетами, обозначенными в национальных целях развития, а также с целями государственной политики Республики Калмыкия.

Реализация государственных программ

В 2022-2024 годах на реализацию 21 госпрограммы планируется направить: в 2022 году – 95,6%, или 19,2 млрд. рублей (95,6%), в 2023-м – 18,9 млрд. рублей (92,5%), 2024-м – 18,8 млрд. рублей (90,8%).

На решение социальных программ предусмотрено около 70% всех расходов, или 12,8 млрд. рублей. 

На должном уровне сохранится финансирование программ развития экономики – порядка 30% выделенных средств, или 5,7 млрд. рублей.

Расходы на систему здравоохранения

Всего на финансирование системы здравоохранения республики в 2022 году планируется выделить 5 372,8 млн рублей. В том числе за счет средств республиканского бюджета – 3 037,8 млн. рублей, средств обязательного медицинского страхования – 2 335,0 млн. рублей.

В 2023 и 2024 годах – 5 504,0 млн и 5 916,9 млн рублей соответственно.

Меры социальной поддержки населения

На социальную поддержку жителей республики в 2022 году предусмотрено 3 732,9 млн рублей, на 2023-й – 3 912,8 млн рублей, 2024-й – 4 096,4 млн рублей.

Сейчас предоставляется более 50 видов мер социальной поддержки граждан, льготами пользуется 50 процентов населения, то есть получателями различных мер соцподдержки является каждый второй житель республики.

Расходы в сфере образования

Расходы на выполнение государственной программы РК «Развитие образования» на 2022 год запланировано 4 943,9 млн рублей (105,3% к плану 2021 г.). На 2023-й – 4 967,3 млн рублей, на 2024-й – 5 041,4 млн рублей.

Расходы на развитие культуры и туризма

На отрасль культуры на 2022 год запланировано 521,9 млн рублей, на 2023-2024 гг. – по 540 млн рублей ежегодно.

На реализацию нацпроекта «Культура» в 2022 году предусмотрено 109 млн рублей, в 2023 и 2024 гг. –  158,6 млн и 156,3 млн рублей соответственно.

Дорожный фонд Республики Калмыкия

В 2022 году на дорожное хозяйство планируется направить 2 078,9 млн рублей (в 2023 и 2024-м – по 2 138,9 млн. руб. ежегодно).

Из них порядка 90%, или 1 867,0 млн рублей составят расходы на НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Государственная поддержка сельского хозяйства

Будут сохранены все направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

В 2022 году на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей запланированы субсидии в объеме 768,2 млн рублей (федеральные средства – 729 млн руб.). В 2023 г и 2024 гг. – 744,7 млн и 781,6 млн. рублей соответственно.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

В 2022 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства планируется направить 971,4 млн рублей (из них в по нацпроекту – 542,6 млн руб., ИПР – 408,8 млн руб.).

Формирование межбюджетных отношений на 2022 год  

Общий объем межбюджетных трансфертов из республиканской казны местным бюджетам запланированы в размере 5 708,7 млн рублей, что составляет 30% в объеме расходов республиканского бюджета.

В 2023-м эта сумма составит 5 309,3 млн руб., в 2024 г. – 5 132,7 млн рублей.

Напомним, в соответствии с внесенными в этом марте поправками в закон «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» в практику деятельности регионального кабмина введена процедура проведения слушаний по проекту республиканского бюджета на очередной календарный год и годовому отчету о его исполнении. 

Впервые публичные слушания по годовому бюджету в Калмыкии состоялись уже в мае, когда рассмотрели исполнение республиканского бюджета за 2020 год.

«Степные вести» отметили важность этого события в общественно-политической жизни Калмыкии, свидетельствующего о демократизации властных институтов. Ведь публичные слушания по бюджету позволяют сделать его более прозрачным для общественности и населения. Для органов власти же задача – принять к сведению и предметно использовать в работе замечания и предложения, высказанные по основным параметрам главного финансового документа и их максимально эффективному исполнению.

Тогда публичные слушания вызвали неподдельный интерес общественности, граждан республики, которые приняли активное участие в мероприятии.

В таком же формате прошли и нынешние слушания. Даже разгорелась жаркая дискуссия по отдельным темам. Так что вместо запланированных на обсуждение 60 минут потребовалось 1,5 часа.

О том, какие вопросы, замечания, претензии прозвучали в ходе слушаний, читайте в следующем выпуске «Степных вестей».

Фото Николая БОШЕВА